посчитанное время
Елена ВОРОНЦОВА
КАЛЕНДАРИ И ХРОНОЛОГИЯ
Вступление
...Интересно,
как сложилась бы история человечества, если бы на
всей Земле, во всех странах и во все эпохи
исчисляли время по одной системе? Представьте
себе, что во всех городах и деревнях на всех
континентах в один и тот же день на календарях
стоит одна и та же дата. Как это было бы удобно!
Но, к сожалению, в нашем несовершенном мире один и
тот же день может называться и 22 марта, и 9, а кроме
того еще и 1 фарвардина, и каким-нибудь числом
нисана. А по мусульманскому календарю на эти
сутки вообще может выпасть совсем иное число...
Обычно люди знают о непривычных для них
календарях лишь понаслышке. В результате такого
поверхностного знакомства возникают смешные и
досадные недоразумения. Так, скажем, два приятеля
могут азартно спорить по поводу того, когда
мусульмане справляют Курбан-Байрам. Один точно
знает, что в августе, потому что не далее как в
прошлом году именно в этом месяце справляли
мусульманский праздник его добрые знакомые и
соседи. Другой же не менее уверенно будет
утверждать, что всё это происходит в конце
сентября — он своими глазами видел, когда
проходил службу в Дагестане.
Самое интересное, что спорить тут не о чем, — оба
совершенно правы. Мусульманский календарь —
лунный, год в нем примерно на 11 дней короче
солнечного, так что все даты непрерывно
смещаются.
Другой пример. Положим, Вам предстоит поездка в
Израиль или Вьетнам. Друзья, которые там уже были,
советуют побывать там в октябре или начале
февраля, чтобы застать интересные народные
праздники. Вы приезжаете к указанному сроку, но
на праздники опоздали, в этом году они почему-то
справлялись раньше. Кто виноват? Вы сами, так как
не учли календарных разночтений.
Перечень недоразумений можно длить до
бесконечности. Так, обычно еврейский и китайский
календари упорно называют лунными — возможно, из
экономии слов (дабы не произносить такое длинное
и неуклюжее слово, как лунно-солнечный).
В предлагаемом Вашему вниманию тексте я
постараюсь разрешить некоторые из упомянутых (и
иных) недоразумений. Надеюсь, что содержащаяся в
статье информация хотя бы отчасти облегчит жизнь
людям, вынужденным обращать особое внимание на
даты, в том числе учителям истории и их ученикам.
Солнечные календари
Как-то мне довелось говорить с одним
гражданином Колумбии, который не переставал
удивляться: «Так когда же произошла ваша
революция? 7 ноября? Тогда почему она называется
Октябрьской? А если она произошла в октябре, то
почему ее годовщину празднуют 7 ноября?» Ему
несколько раз объясняли, в чем тут дело, но
латиноамериканец всё равно не понимал — и к
каждому новому собеседнику обращался с тем же
вопросом.
Действительно, трудно тому, кто всю жизнь имел
дело только с одной календарной системой, понять,
что один и тот же день года может называться
по-разному, — так же, как одно и то же расстояние
может быть выражено и в футах, и в дюймах, и в
ярдах, и в метрах, а одна и та же масса измеряется
в фунтах, килограммах, унциях и т.д.
Я надеюсь, что все мои читатели хорошо
осведомлены о том, что до революции Россия жила
по юлианскому календарю и только с 1918 г.
перешла на григорианский (новый стиль), которым
пользовалась практически вся Европа, обе
Америки, Япония и Китай. Впрочем, вряд ли нам
стоит гордиться своей осведомленностью в
календарных вопросах. Попробуйте спросить
любого человека с улицы, чем отличается
«католическое» Рождество от «православного».
Уверена, что ответ будет примерно следующий: «У
них Рождество 25 декабря, а у нас 7 января». На
первый взгляд, так оно и есть. Действительно, за
границей (за большинством границ, по крайней
мере) этот праздник отмечается 25 декабря, а в
России на тринадцать дней позже, то есть вроде бы
7 января. Но отмечать Рождество 7 января —
это если и не прямая ересь, то уж вопиющее
нарушение древней традиции. Так откуда же
взялась эта новая дата? Какой патриарх мог ее
санкционировать?
А никакой. В том-то и фокус, что в разных
календарях одно и то же число падает на разные
дни, и Русская православная Церковь празднует
Рождество тоже 25 декабря — с той лишь
разницей, что это несколько другой декабрь, не
совпадающий с западноевропейским.
Очень хочется думать, что всё вышеизложенное
давно известно и вполне понятно моим читателям,
что они безо всякого труда прибавляют (или
отнимают) 13 дней к любому числу любого месяца и
получают правильный результат. А впрочем,
проверим, так ли это.
Если к 25 декабря прибавить 13 дней, то получаем 7
января. А что будет, если эти же 13 дней прибавить к
25 апреля? 7 мая? Отнюдь нет! Не 7, а 8. Смотрите
сами: 25 + 13 = 38. В апреле 30 дней,
следовательно, оставшиеся 8 дней приходятся на
май. А 7 января получается потому, что от 38 надо
отнимать не 30, а 31 день (ведь декабрь — длинный
месяц). Аналогичную поправку надо вводить и при
переходе через февраль, причем тут надо быть
особенно осторожным, так как в этом месяце может
быть и 28 дней, и 29. Таким образом,
25 + 13 = 38, 38 — 28 = 10,
38 — 29 = 9, то есть в результате получаем
10 или 9 марта.
Всё это очень просто и очень нужно. В самом деле,
календарь не всегда под рукой, а необходимость
произвести несложные календарные расчеты может
возникнуть в любой момент. Итак, будем считать,
что с элементарными задачами из курса начальной
школы Вы справляетесь успешно. Пойдем дальше.
Решим вот такую задачу.
Человек родился в России 3 января (по
действовавшему тогда календарю) 1850 г. Какого
числа 1950 г. следовало отмечать его столетие?
Молодец тот, кто ответит 15 января. Большинство же
назовет 16 и будет недоумевать. Ведь нам только
что объяснили, что разница между старым и новым
стилем равна 13 дням. Совершенно верно, для XX века
разница составляет 13 дней, но для XIX — только 12.
Значит, для XVIII она была равна 11? Для XVII — 10, для XVI
— 9 и т.д.? Не совсем так. Действительно, для XVIII и
XVII вв. разницу Вы определили правильно, а вот с
XVI в. у Вас случился прокол. На самом деле она не
уменьшится, а тоже будет составлять 10 дней. Чтобы
Вас не мучить, приведу сразу всю таблицу
соответствия дат — с I в. до н.э. по XXVI век (таблица
1).
Таблица 1
I в. до н.э. |
—2 |
I в. н.э. |
—2 |
II в. н.э. |
—1 |
III в. н.э. |
0 |
IV в. н.э. |
1 |
V в. н.э. |
1 |
VI в. н.э. |
2 |
VII в. н.э. |
3 |
VIII в. н.э. |
4 |
IХ в. н.э. |
4 |
Х в. н.э. |
5 |
ХI в. н.э. |
6 |
ХII в. н.э. |
7 |
ХIII в. н.э. |
7 |
ХIV в. н.э. |
8 |
ХV в. н.э. |
9 |
ХVI в. н.э. |
10 |
ХVII в. н.э. |
10 |
XVIII в. н.э. |
11 |
XIX в. н.э. |
12 |
XX в. н.э. |
13 |
XXI в. н.э. |
13 |
XXII в. н.э. |
14 |
XXIII в. н.э. |
15 |
XXIV в. н.э. |
16 |
XXV в. н.э. |
16 |
XXVI в. н.э. |
17 |
Из таблицы видно, что каждые 400 лет
разница между календарями возрастает на трое
суток, причем нарастание это неравномерно. Три
века подряд разница увеличивается, потом в
течение столетия остается на прежнем уровне,
потом цикл повторяется снова.
В чем же тут дело?
Юлианский календарь складывался в течение
столетий и в основных чертах сформировался в
I в. до н.э., при Юлии Цезаре, отчего и произошло
его название. Окончательный вид он приобрел
несколько десятилетий спустя, при Октавиане
Августе, но эти доделки носили чисто
косметический характер и касались лищь названий
месяцев и количества дней в них. Юлианский
календарь — самый простой и удобный в обращении
изо всех солнечных календарей.
С начальной школы мы все знаем, что в году 12
месяцев или 365 дней. Правда, раз в четыре года к
февралю добавляется лишний, 29-й, день, и тогда год
удлиняется на одни сутки и называется
високосным. Определить, какой год високосный, а
какой нет, очень просто. Надо отбросить тысячи и
сотни, а десятки и единицы поделить на четыре.
Если число делится на четыре без остатка, значит,
год високосный, если нет — то простой.
Откуда же взялась такая последовательность?
Земля одновременно совершает два вида движений:
вертится вокруг своей оси, что мы воспринимаем
как смену дня и ночи, и вращается вокруг Солнца по
замкнутой орбите. Причем если бы ее ось была
перпендикулярна плоскости орбиты, то нам было бы
от ее вращения ни жарко, ни холодно. То есть было
бы всегда холодно на полюсах, всегда жарко на
экваторе, а между ними в зависимости от широты
всегда стояла бы более или менее теплая или
холодная погода — без сезонных колебаний
температуры. Иными словами, не было бы ни зимы, ни
лета. Но в действительности ось Земли несколько
отклонена от вертикального положения. Угол
отклонения составляет примерно 23,5 градуса. А
поскольку наклон этот постоянен, то Земля
поворачивается к Солнцу то северным, то южным
полушарием.
Смена времен года дает нам возможность измерять
время более солидными промежутками, чем сутки, то
есть годами. В самом деле, если б земная ось была
раположена строго вертикально к плоскости
орбиты, то Солнце всегда бы вставало и садилось в
одном и том же месте, поднималось на одну и ту же
высоту, не было бы смены времен года и всех
связанных с ней природных циклов. Земля бы
вращалась вокруг Солнца, но человеку это было бы
незаметно и безразлично — не за что было бы
зацепиться, чтобы отсчитывать года.
Но, к нашему счастью (?), Земля расположена именно
так, а не иначе, так что мы имеем возможность
измерять время не только сутками, но и годами. И
вот тут перед человеком встал вопрос: а сколько
суток в годе? Другими словами, сколько раз Земля
успевает повернуться вокруг своей оси за время
орбитального цикла? Как хорошо было бы, если б она
успевала это сделать целое число раз! Обернулась
бы, скажем, 365 раз вокруг оси и в тот же момент
пришла в ту же точку своей орбиты, от которой мы
начинали отсчет. Тогда бы все календари были бы
идеально точны и отличались бы друг от друга
разве что начальной точкой отсчета. Но, к
сожалению (?), Земля несется по орбите слишком
быстро и сверх 365 оборотов успевает сделать еще
чуть менее четверти оборота. Иначе говоря, год
равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. А
это очень неудобно.
Вот
если б он был равен хотя бы 365 суткам и 6 часам!
Вот тогда бы каждые четыре года набегало бы еще 24
часа или лишние сутки, и мы бы считали, что три
раза год длится 365 суток, а на четвертый 366. Стоп!
Ведь это и есть юлианский календарь с его четкой
последовательностью: три года простых, один
високосный, три года простых, один
високосный — и так до бесконечности. Но вот
то-то и оно, что реальный солнечный год до
юлианских рамок чуть-чуть не дотягивает.
Каждый год образуется разница в 11 минут 14
секунд. Астрономический год уже закончился, а
календарный запаздывает на 11 с лишним минут. На
следующий год эта разница удвоится. Короче
говоря, ошибка в сутки набегает за 128 лет. Вроде бы
— на первый взгляд — не так и страшно.
Человеческая жизнь всё равно короче, никто этой
ошибки и не заметит. Так зачем же тогда огород
городить — простой, удобный календарь заменять
более сложным, возиться с какими-то поправками,
усложнять людям жизнь?
Дело в том, что низкая точность юлианского
календаря, вполне достаточная для
доисторического бесписьменного человека, не
может удовлетворить человека письменной
культуры, историческая память которого
простирается в глубь тысячелетий. Темпы
расхождения календаря с его астрономической
основой, то есть с видимым движением Солнца, не
позволяют вести многовековые климатологические
и фенологические наблюдения. Человек,
ориентирующийся на юлианский календарь, должен
был бы прийти к выводу, что, скажем, во времена
Перикла климат в Греции был совсем не такой, как
сейчас, что все природные процессы начинались
примерно на 20 дней позже.
Простой пример: во времена Юлия Цезаря зимнее
солнцестояние приходилось обычно на 25 декабря, в
IV в. — уже на 21—22 декабря, а сейчас (по
юлианскому календарю) — примерно на
8—9 декабря. И вот представьте себе, что
человек, не знающий иного календаря, кроме
юлианского, читает какой-нибудь античный
источник и узнает, что популярный в те времена
праздник Рождества Митры приходился на самую
долгую ночь года. Как так?! Ведь его же отмечали 25
декабря! А 25 — это уж больше двух недель как день
прибывает! В чем тут дело? Автор ли что-то напутал?
Или Земля стала быстрее вращаться вокруг Солнца?
Что-то здесь не то, что-то явно не в порядке...
А не в порядке сам календарь — простой, удобный,
но неточный.
Расхождение календарных дат с природными
явлениями было подмечено довольно давно.
Рождество, которое в IV в. из Рождества Митры
превратилось в Рождество Христово, стало
неуклонно разъезжаться с упомянутым
астрономическим явлением. И не стоило бы по этому
поводу особо переживать, расходится Рождество с
солнцестоянием — тем лучше, меньше видна его
дохристианская основа. Но вот с Пасхой дело
обстояло хуже. Ведь по решению Никейского собора
Пасха должна праздноваться в первое воскресенье
после полнолуния вслед за весенним
равноденствием. В III в. равноденствие
приходилось обычно на 21 марта; поэтому и расчет
пасхалий стали производить от этого числа.
Но вот постепенно между фиксированной датой и
истинным равноденствием возник — и стал
увеличиваться — зазор. И чем больше он был, тем
сильнее становилась вероятность, что именно в
этот зазор и попадет искомый день — первое
воскресенье после полнолуния — который по
определению и является днем Пасхи.
Возникает своего рода календарно-литургический
казус. Что важнее: день равноденствия или 21 марта?
Астрономическое событие или число? Как
поступать, если это самое воскресенье
предшествует 21 марта? Либо надо изменить
календарь, либо как-то скорректировать решение
собора. Естественней было бы исправить
календарь, и призывы к такому исправлению стали
раздаваться еще в XIV в., причем исходили они с
византийской, то есть с православной, стороны.
Но поддержки эти призывы не получили по довольно
курьезной причине. Дело в том, что поначалу счет
лет в христианском мире велся не от Р.Х., а от
сотворения мира. Датой этого самого сотворения
считался 5508 год до н.э. Следовательно, в 1493 г. от
Р.Х. должно было исполниться семь тысяч лет с
начала существования мира. Многие полагали, что в
этот год наступит конец света. Такая перспектива
воспринималась очень серьезно, поэтому реформа
календаря не считалась такой уж насущной
задачей. Зачем лишние хлопоты, когда конец света
не за горами: доживем уж как-нибудь при старом
календаре...
Но роковой год миновал, конец света не наступил, а
вследствие этого возродилась идея реформы.
Инициатива была перехвачена католическим миром.
Во второй половине XVI в. папа Григорий XIII
вплотную занялся этой проблемой и созвал
календарную комиссию, которая приняла проект
итальянского математика Луиджи Лилио. В феврале
1582 г. папа наконец-то издал буллу, по которой с 5
(а по новому счету — с 15) октября вводился новый
реформированный календарь, получивший название
григорианского.
В чем же состояло его отличие от старого,
юлианского? Первое, что бросалось в глаза, это
сдвиг на 10 дней. 5 октября было приказано считать
15. Этим сдвигом ликвидировалось досадное
расхождение, и Пасха возвращалась на свое
законное место. Но на этом дело не кончилось. Была
усовершенствована система високосов. В
юлианском календаре один високос приходится на
каждые четыре года, то есть математическая
основа календаря — 1/4. Эту дробь можно
представить в более громоздком, неуклюжем виде —
100/400, что означает: на каждый четырехсотлетний
период приходится сто високосных лет. Луиджи
Лилио слегка уменьшил эту дробь, заменив в
числителе 100 на 97; таким образом, в десятичном
выражении продолжительность года уже равнялась
не 365,25 суток (как в юлианском календаре), а 365,2425.
Величина календарного года резко приблизилась к
истинной астрономической его величине (365,2422).
Точность календаря сразу же возросла более чем в
25 раз. Судите сами: одно дело, если часы отстают на
2—3 секунды в сутки, другое — на целую минуту.
Первой погрешностью можно целый месяц
пренебрегать, а вторая заставит регулярно
подводить часы (не то рискуете опоздать на
электричку).
Однако вернемся к календарю. Уменьшив число
високосов, Лилио придал своей системе солидный
запас прочности. Можно было спокойно жить еще 3280
лет, прежде чем снова накопится суточная ошибка.
Итак, было решено: каждые четыреста лет — долой
три високосных года. Но тотчас же встал вопрос: а
какими годами пожертвовать? какие годы
превратить из високосных в простые? И тут, надо
сразу сказать, реформатор избрал не лучший путь.
Он рассуждал примерно так: если за 400-летний
период (скажем, с 1601 по 2000 г.) надо отменить три
високоса, то пусть это будут самые заметные, так
называемые, вековые годы, то есть 1700—1800, 1900 — а 2000
останется високосным. Следовательно,
високосными были (или будут) 400, 800, 1200, 1600 и все
последующие венчающие свой век годы, если число
прошедших от Рождества Христова веков без
остатка делится на четыре.
А теперь обратимся к механизму непрерывного
нарастания разницы между юлианским календарем и
григорианским. Для большего удобства и
наглядности возьмем сначала гипотетический
случай. Пусть оба календаря вместе начинают свой
путь из какой-то общей точки — и вместе подойдут
к роковому году, после которого они уже будут
расходиться на сутки.
Итак, два календаря, полностью совпадая друг с
другом, дружно, день в день, перешли из Х99 года в
(Х+1)00 год. Весь январь они пройдут всё так же, «в
ногу», пройдут и февраль... И вот на рубеже февраля
и марта произойдет следующее.
Наступит 28 февраля — общая дата для обоих
календарей, последний день, когда они не
различались между собой, потом наступит... Что
наступит? Для старого — 29 февраля (ведь вековые
годы для него все високосные), а для нового это
будет уже 1 марта. А следующий день будет для
старого календаря 1 марта, для нового 2 и т.д.
А теперь посмотрим, как сработал этот механизм в
действительности, скажем, при переходе через
февраль 1700 г. В XVII в. разница между
календарями была 10 дней, то есть 28 февраля нового
календаря соответствовало 18 февраля старого. А
теперь посмотрим на таблицу (таблица 2).
Таблица 2
Дата по старому
(юлианскому)
календарю |
Разница
в сутках |
Дата по новому
(григорианскому)
календарю |
18 февраля |
10 суток |
28 февраля |
19 февраля |
? |
1 марта |
29 февраля |
? |
11 марта |
1 марта |
11 суток |
12 марта |
Видите, какой фокус! Было десять —
стало одиннадцать! А всё от того, что старый
календарь замешкался на один день в феврале, а
новый у него этот день перехватил. Всё очень
просто, можно прямо на пальцах просчитать.
А теперь посмотрим еще на одну таблицу, которая
наглядно демонстрирует, как наличие или
отсутствие високосных лет влияет на нумерацию
чисел по разным календарям (таблица 3).
Таблица 3
|
Юлианский календарь на камне
|
Действительно, при переходе через 1600 г.
разница между календарями осталась той же — 10
дней, так как феврали в обоих были длинными, ну а
дальше заработал только что описанный механизм.
В 1700, 1800, 1900 годах разница последовательно
возрастала, но в 2000, т.е. в последнем году XX в. и
II тысячелетия, она осталась прежней.
Но почему же Луиджи Лилио пошел не лучшим путем в
деле распределения високосов? А очень просто. Он
позволил ошибке беспрепятственно накапливаться
в течение целого столетия, а потом с некоторым
перехлестом ликвидировал ее; в следующем
столетии история повторяется, в следующем
повторяется снова, и, наконец, ошибка
ликвидируется путем векового «отдыха».
Эта дерганность григорианского календаря
отражается на его неспособности удерживать
астрономические явления на определенной дате.
Так в течение XIX—XX вв. весеннее равноденствие
падало и на 20 марта (53 % случаев), и на 21 (47 %). Для
сравнения: во французском республиканском
календаре весеннее равноденствие более прочно
было привязано к 30 вантоза (83 %) и лишь в 17 % случаев
это событие падает на 29. Осеннее же равноденствие
за тот же период падало и на 23 сентября (75 %
случаев), и на 22 (21 %) и даже на 24 (4 %). В
республиканском календаре по условию для этого
события отведено 1 вандемьера. И лишь летнее
солнцестояние менее жестко фиксировано на 3
мессидора (72 % случаев), а в остальные годы падает
на предыдущее число. В григорианском же это
астрономическое явление может выпадать на
промежуток 20—22 июня.
Кстати, по этому показателю григорианский
календарь уступает не только французскому
республиканскому, но и календарю Омара Хайяма,
который не только лучше фиксировал
астрономические явления, но и превосходил
григорианский по точности. Суточная ошибка в
календаре Хайяма накапливается за 4,5 тысячи лет,
а високосные годы распределяются таким образом,
что ошибка исправляется регулярно по мере
нарастания.
Математической основой календаря великого поэта
и астронома является дробь 8/33 — менее
громоздкая, чем 97/400, и к тому же более
приближенная к числу 0,2422. В десятичном выражении
она равна 0,2424; отсюда и более высокая точность
календаря Хайяма по сравнению с григорианским (4,5
тысячи лет — против 3,28).
Високосные годы в календаре Хайяма
располагались следующим образом: в каждом
33-летнем цикле високосными являлись 4, 8, 12, 16, 20, 24,
28, 33. Конечно, такой порядок високосных лет делал
невозможной легкую и быструю ориентацию,
сводящуюся к умению делить двузначное число на 4.
Но этот недостаток искупался более высокой
точностью и более жесткой привязкой
астрономических явлений к определенным датам.
Среди вариантов дальнейшего усовершенствования
календаря заслуживают внимания проекты Медлера
и Миланковича. Оба они связаны с тем, что
православная Церковь долго сопротивлялась
принятию григорианского календаря, предпочитая
скорее разойтись с Солнцем, чем следовать за
папой. Некоторое время такое же сопротивление
оказывали и протестанты. Но следование разным
календарям в сопредельных странах (и даже
зачастую в одной и той же стране) создавало такие
неудобства, что к концу XVIII в. все
протестантские страны перешли на григорианский
календарь.
Для православных такой шаг оказался более
трудным, поэтому, чтобы облегчить решение задачи,
профессор Дерптского университета астроном
Медлер предложил принять календарь, основанный
на дроби 31/128, точность которого равнялась 100
тысячам лет. Таким образом и волки были бы сыты, и
овцы целы — и папе не подчинились, и новый
календарь ввели (еще лучше папского). Тем не менее
в силу традиционного консерватизма православной
Церкви этот проект был отвергнут.
В XX в. югославский астроном Миланкович
предложил проект так называемого новоюлианского
календаря — с точностью, равной 43,5 тысяч лет.
Этот календарь был принят Собором православных
Церквей, состоявшемся в Константинополе в
1923 г., но решения Собора остались
невыполненными, так как православные
восточноевропейских стран ввели у себя
григорианский календарь.
Таким образом, Русская православная Церковь
оказалась практически в изоляции. Кроме нее
юлианского календаря придерживаются отдельные
группы так называемых «старостильников» в
Греции и Болгарии (официальные Церкви этих стран
перешли на григорианский календарь).
Интересно, что в быту русские православные тоже
перешли на григорианскую систему (отсюда
убеждение, что православное Рождество
отмечается 7 января), то есть дата 25 декабря никак
не ассоциируется с православным праздником. В
большинстве приходов Московской патриархии все
объявления датируются по-григориански или с
указанием двойных чисел — чтобы не
дезинформировать прихожан.
Среди солнечных календарей особое место
занимает уже упомянутый выше французский
республиканский календарь, календарь истинно
революционный, впервые порвавший с двумя
устоявшимися традициями. Именно в этом разрыве, а
не в названиях месяцев — его значение.
Какие же традиции нарушил республиканский
календарь? Не знаю, заметили ли мои читатели, что,
объясняя всякие календарные проблемы, я ни разу
не упомянула такое привычное всем нам понятие,
как неделя. Скорей всего, нет, и это вполне
естественно. Ведь неделя не является органичной
частью солнечного календаря. Не считаясь ни с
годами, ни с месяцами, одна неделя сменяет другую,
переходя из конца одного месяца в начало другого,
из конца года в другой. Ни месяц, ни год не имеют
постоянного количества недель. Первое число
месяца может захватить воскресенье одной недели,
вместить в себя четыре полных седмицы и
прихватить понедельник—вторник шестой. А в
короткий февраль могут уложиться от начала до
конца ровно четыре недели.
Всякое бывает. И мы настолько привыкли к этой
ситуации, что совсем не замечаем ее нелепости и
даже смирились с теми неудобствами, которые она
нам доставляет. Судите сами: мы должны каждый год
печатать новый календарь, а финансовым органам
приходится проделывать лишнюю работу из-за
различного числа рабочих дней в месяце.
Благодаря совпадению или несовпадению выходных
дней с праздничными каждый год начинается их
увязка и перетасовка, всем нам хорошо знакомая.
В чем причина этой несуразицы? Откуда она
взялась, эта неделя? Зачем она нам вообще нужна?
Истоки этой единицы измерения времени уходят в
глубокую древность, во времена вавилонской
астрологии и нумерологии, когда почитали
магическое число 7, выделяли 7 небесных светил
(Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер,
Сатурн) и отождествляли их с богами. Древние
евреи многое позаимствовали у вавилонян — в том
числе и календарь со священной семидневной
неделей, которая была переосмыслена в духе
догматов иудаизма. Христианство и ислам,
генетически тесно связанные с иудаизмом,
сохранили эту традицию. Интересно, что хотя у
христиан днем отдыха и стало воскресенье, но счет
дней недели у многих народов остался еврейским
(например, Sunday, Monday и т.д.) — с тем, чтобы суббота
все-таки оставалась последним днем недели.
Вот эту священную вавилонскую неделю и отменил
республиканский календарь. После сентября
1793 г. каждый месяц делился на три декады;
первое и последнее число каждой декады считались
выходными. Отпала необходимость в ежегодном
перепечатывании календарей. Достаточно было раз
и навсегда напечатать два варианта — для
простого года и для високосного.
Теперь мы подходим ко второму коренному отличию
республиканского календаря от всех прочих; это
отказ от любой жестко заданной системы
високосов. Год в календаре Первой французской
республики начинался в 00 часов тех суток, в
течение которых наступало осеннее
равноденствие. Это 1 вандемьера — первый день
первого месяца. Всего в году 12 месяцев — по 30 дней
каждый. Оставшиеся 5 или 6 дней вставляются между
30 фрюктидора ( последним днем двенадцатого
месяца) и 1 вандемьера.
Эти добавочные дни получили название санкюлотид.
Они были объявлены нерабочими и по идее должны
были посвящаться чествованиям граждан,
отличившихся на научном, трудовом, военном
поприщах, а также критике и спортивным играм.
Хотя в республиканском календаре и нет четко
установленной системы високосов, тем не менее
наступление високосного года можно вычислить,
используя несложные арифметические операции.
Для этого надо рассчитать момент следующего
осеннего равноденствия — и тогда становится
ясно, сколько суток отделяют 1 вандемьера от 30
фрюктидора. Так, високосными были (должны были
стать) 3, 7, 11, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 49, 53, 57, 61, 65, 69, 73, 78, 82,
86, 90, 94, 98, 102, 106, 111 годы французской эры. Из этого
перечня видно, что чаще всего високосный год
бывает после трех простых, иногда после четырех,
то есть ошибка не накапливается, а исправляется
регулярно. Поэтому 1 вандемьера всегда совпадает
с осенним равноденствием.
Республиканский календарь действовал с осени 1793
до 1806 г., то есть со 2 г. французской эры (до
отмены этой системы летосчисления Наполеоном в
связи с коронацией и заключением конкордата с
римским папой).
Датировка всех событий французской революции,
начиная с осени 1793 г., велась по
республиканскому календарю; отсюда вантозские
декреты, термидорианский переворот, 18 брюмера и
т.д. С приходом к власти Бонапарта революционный
календарь утратил свое монопольное положение;
наряду с ним стали вновь пользоваться
григорианским. Например, наиболее ранние письма
Стендаля датированы по республиканскому
календарю, потом писатель стал прибегать к
двойной датировке, а с 1806 г. целиком перешел на
григорианскую.
Часто в популярной литературе по истории можно
встретить ошибочное отождествление месяцев
республиканского календаря с теми или иными
временными рамками, определяемыми по
григорианскому календарю, типа вандемьер —
22 сентября — 21 октября и т.д. Это
принципиальная ошибка, порожденная непониманием
самой сути республиканского календаря. Дело в
том, что он не связан с григорианским, а
игнорирует его и зависит только от орбитального
движения Земли. Начало года в республиканском
календаре, как уже упоминалось, приурочено к 00
часов тех суток, в течение которых наступает
момент осеннего равноденствия. Поэтому
отклонение календарного начала года от
прохождения Землей точки равноденствия всегда
меньше суток; среднее же отклонение, скажем, за
период 1981—1985 гг. было равно 9 часам 43 минутам, в
1986—1990 гг. — 10 часам, в 1991—1995 гг. — 8 часам 17
минутам. Григорианский же календарь показывал в
эти моменты то 23 сентября, то 22.
Для перевода григорианской даты в
республиканскую или наоборот надо знать, когда (в
григорианском исчислении) начался
республиканский год, а также учитывать наличие
простого или високосного года в обоих
календарях. Но удобнее пользоваться для этого
специально составленными таблицами. Все
возможные случаи соответствия григорианских и
республиканских дат сводятся к семи моделям (таблица
4).
Таблица 4
|
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Вандемьер |
IX |
22 |
22 |
23 |
23 |
23 |
23 |
24 |
Брюмер |
X |
22 |
22 |
23 |
23 |
23 |
23 |
24 |
Фример |
XI |
21 |
21 |
22 |
22 |
22 |
22 |
23 |
Нивоз |
XII |
21 |
21 |
22 |
22 |
22 |
22 |
23 |
Плювиоз |
I |
20 |
20 |
21 |
21 |
21 |
21 |
22 |
Вантоз |
II |
19 |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
21 |
Жерминаль |
III |
21 |
21 |
21 |
22 |
21 |
22 |
22 |
Флореаль |
IV |
20 |
20 |
20 |
21 |
20 |
21 |
21 |
Прериаль |
V |
20 |
20 |
20 |
21 |
20 |
21 |
21 |
Мессидор |
VI |
19 |
19 |
19 |
20 |
19 |
20 |
20 |
Термидор |
VII |
19 |
19 |
19 |
20 |
19 |
20 |
20 |
Фрюктидор |
VIII |
18 |
18 |
18 |
19 |
18 |
19 |
19 |
I санкюл. |
IX |
17 |
17 |
17 |
18 |
17 |
18 |
18 |
VI санкюл. |
IX |
— |
22 |
— |
— |
22 |
23 |
— |
|
I — 1, 2, 5, 6 ... 205, 209
II — 3, 7 ... 193, 197, 201, 206, 210
III — 4 ... 192, 196, 200, 204, 208
IV — 8, 9, 10, 13, 14 ... 190, 191, 194, 195, 198, 199, 202, 203, 207
V — 16, 20 ...
VI — 11 ...
VII — 12 ...
|
Желающие могут самостоятельно
продолжить эту работу, доведя ее до любого
желаемого года. Для этого надо последовательно
прибавлять к дате предыдущего осеннего
равноденствия величину астрономического года.
Так, например, в 2023 г. осеннее равноденствие
наступит 23 сентября в 7 часов 02 минуты 47 секунд
по Гринвичу. Первым делом прибавляем 365 дней и
получаем 22 сентября, так как 2024 год високосный, а
следовательно, его удлиненный февраль забирает
одни сутки. Теперь произведем сложение:
Таким образом мы получили дату осеннего
равноденствия в 2024 г. — 12 часов 51 минута 33
секунды 22 сентября. Аналогичным образом снова
прибавим к этой дате величину солнечного года,
помня, что в 2025 г. у нас короткий февраль, год
простой; следовательно, прибавление 365 суток не
изменит число сентября. Мы получим то же 22
сентября, но:
В следующем году число сентября сдвинется, но
уже в противоположную сторону — за счет того, что
сумма 18 часов 40 минут 19 секунд и 5 часов
48 минут 46 секунд будет больше 24 часов, то
есть:
|
Метоннский календарь на камне
|
Иными словами, равноденствие наступит в
0 часов 29 минут 5 секунд 23 сентября. Ну, а
дальше Вы можете продолжать сами. Желаю удачи.
Впрочем, совсем не обязательно производить все
эти вычисления. В специальной астрономической
литературе можно найти формулы и таблицы для
определения времени равноденствий, равно как и
других астрономических явлений.
Почему же французский календарь не пережил
породившей его революции? Ведь — наряду с
метрической системой — это было выдающееся
достижение научной мысли. Однако метрическая
система победно шествует по земному шару, ломая
сопротивление даже тех консерваторов, которых
немало в Великобритании и в США, а календарь так и
не вышел за пределы Франции и ныне известен лишь
хронологам, астрономам да специалистам по
истории XVIII в.
Одну причину я уже упоминала — это священная
семидневная неделя, которую отменил
революционный календарь. Можно было спокойно
отменять лье, версты, фунты, ярды — и не вызывать
никаких возражений со стороны Церкви. Другое
дело отменить декабрь, январь и т.д., а тем более
среду, пятницу, воскресенье. Естественно,
европейское общество XVIII—XIX вв. не было готово
к столь решительной секуляризации.
Другой причиной явилось то, что в новом календаре
не было в то время никакой необходимости. Если
метрическая система объединяла народы Европы,
предлагая единые для всех метры и граммы взамен
прежнего разнобоя мер и весов, что безусловно
облегчало международную торговлю и
содействовало научно-техническому прогрессу, то
новый календарь выбивался из уже сложившегося
единства. В самом деле, современная цивилизация
понималась как цивилизация западная; цивилизованный
мир совпадал с Европой и Америкой, которые уже
давно считали время по единому григорианскому
календарю. Если России больше нравился юлианский
счет лет, то это была ее проблема: пусть
пересчитывают каждый раз, если не лень, не такое
уж сложное дело прибавить или отнять 11—12 дней.
Весь прочий мир в расчет не принимался. Япония
была закрыта, Китай дряхлел с каждым
десятилетием, и никто с ним не считался. И уж,
конечно, не считались со всякими мусульманами,
индусами и прочими. Хотят приобщиться к благам
прогресса — пусть подстраиваются под нас и
принимают наш календарь.
Поначалу так оно и было. Конец XIX — начало
XX в. ознаменовались значительным расширением
сферы действия григорианского календаря. На него
перешли Япония, Китай, ряд стран Восточной
Европы. Правда, на Западе уже наметились признаки
недовольства прежним календарем, астрономы и
хронологи стали всё чаще выдвигать проекты
нового всемирного. Авторы этих проектов
старались преодолеть европо- и
христианоцентричность григорианского
календаря, сделав его более нейтральным в
историко-культурном отношении и тем самым
приемлемым для разных народов земного шара. Так,
в проекте французского философа Огюста Конта
месяцы и недели носили имена великих людей,
включая пророков и основателей религий, таких
как Будда и Мухаммед.
Новый всплеск интереса к всемирному календарю
обнаружился в 1950-х гг. — после создания ООН и с
началом распада колониальной системы.
Инициаторами создания вечного календаря
выступили Индия, СССР, Франция, Югославия,
Чехословакия. Проект был одобрен Экономическим и
социальным советом ООН. Однако принять его не
удалось — опять же по причине неизбежного
противодействия клерикальных кругов ряда стран,
так как введение вечного календаря неизбежно
означает разрыв с семидневной непрерывной
неделей, то есть с обрядовой стороной трех
религий (иудаизма, христианства, ислама).
Но, как часто оказывается в истории, невозможное
сегодня становится возможным и необходимым
завтра. Энтузиасты единого календаря не опускают
рук. Жизнь, вероятно, возьмет свое, и по мере
дальнейшей секуляризации общества человечество
перейдет в конце концов к единому планетарному
календарю. Каким он будет, можно сказать лишь в
общих чертах. Проект такого календаря — хороший
повод для дискуссий.
Лунные и лунно-солнечные календари
|
Ассирийский
зодиакальный календарь
|
Надеюсь, что читатели вполне разобрались в
проблемах построения солнечных календарей и
отныне без труда смогут переводить даты из одной
календарной системы в другую, так что мы можем
перейти к рассмотрению лунного календаря. После
этого только что преодоленные трудности
покажутся мелочами по сравнению с тем, что еще
предстоит понять-усвоить.
Итак, что такое лунный календарь?
Подчеркиваю слово лунный — не лунно-солнечный.
Не путайте их вслед за нашими журналистами и
другими не сведущими в хронологии людьми.
Это такой календарь, который ведет исчисление
времени по Луне — и только по Луне, полностью
игнорируя Солнце и все связанные с ним явления
природы (то есть времена года). Счет времени
ведется по лунным фазам: от одной фазы до
следующей (обычно от новолуния до новолуния).
Такой период называется лунным месяцем и
составляет 29 дней 12 часов 44 минуты 03 секунды. В
древности, конечно, такой точности не знали и
полагали, что продолжительность лунного месяца
равна 29,5 суток, а следовательно, половина лунных
месяцев имели продолжительность 29 дней, а другая
половина — 30 дней.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год,
который, по самым приближенным подсчетам, равен
354 суткам. А поскольку истинная
продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а
несколько больше, то и продолжительность лунного
года равна не 354 дням, а 354,367.
Надо сразу оговориться, что понятие лунный год
весьма условно. Ведь природный годичный цикл
имеет в основе орбитальное движение Земли, а не
вращение ее спутника. Высота подъема Солнца,
продолжительность дня и ночи, нагревание
поверхности земли, периоды вегетации и покоя —
всё это зависит от положения Земли на
околосолнечной орбите, а не от места Луны на
околоземной. Тем не менее по аналогии с солнечным
годом пользуются и понятием лунного, хотя, строго
говоря, лунный год — это и есть лунный месяц, то
есть период, за который Луна совершает полный
оборот вокруг Земли.
Именно такое явление и существует в природе, а
понятие лунного года — произвольный продукт
человеческого ума. В природе же этому «лунному
году» соответствия нет. С таким же основанием
лунные месяцы можно было бы группировать по 10, по
15, по 20 и т.д. Тем не менее этот несуществующий
«лунный год» и был положен в основу
мусульманского летосчисления, поэтому, хотим мы
этого или нет, но нам приходится с ним
знакомиться, хотя бы и в самых общих чертах.
Итак, «лунный год» равен 354,367 суток. А раз это не
целое число, то неизбежно возникает проблема
високосов, то есть чередования простых лет,
содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355
дней.
Существуют две системы распределения високосных
лет; арабская и турецкая. В арабской (более
точной) за основу принят 30-летний цикл, в котором
19 лет содержат 354 дня, а 11 лет — 355 дней.
Если мы теперь сравним продолжительность
лунного года с солнечным, то легко заметим, что
разница между ними может быть в 10, 11 или 12 дней. В
самом деле: простой лунный год (354 дня) может
совпасть с простым солнечным (365 дней) — и
тогда разница составит 11 дней, високосный
лунный может наложиться на високосный солнечный
(366 дней) — тогда разница опять составит 11 дней.
Если простой лунный год совпадает с високосным
солнечным, то разница будет 12 дней, а если
наоборот — то 10. Понятно, что чаще всего
образуется разница в 11 дней, в чем мы сами можем
убедиться из приводимой ниже таблицы (таблица 5).
Взглянем на нее и просчитаем, на какое количество
дней отступает ежегодно 1 мухаррама
(мусульманский Новый год) при пересчете на
григорианский календарь.
Таблица 5
1980 |
9 ноября |
10 дней |
1981 |
30 октября |
11 дней |
1982 |
19 октября |
11 дней |
1983 |
8 октября |
11 дней |
1984 |
27 сентября |
11 дней |
1985 |
16 сентября |
10 дней |
1986 |
6 сентября |
11 дней |
1987 |
26 августа |
12 дней |
1988 |
14 августа |
11 дней |
Получили то, что ожидали: по большей
части разница составила 11 дней, иногда 10, еще реже
12. Таким образом, мусульманский Новый год каждый
раз наступает всё раньше и раньше. Человек,
родившийся 9 ноября 1980 г., то есть глубокой
осенью, через 8 лет отпразднует свой день
рождения 14 августа, то есть почти на три месяца
раньше. И если далее следовать этой логике, то еще
через 8—9 лет он будет отмечать это событие
весной, потом зимой, и, наконец, снова вернется в
исходную позицию, набрав себе (по мусульманскому
счету) лишний год.
Когда это произойдет? Произведем несложные
вычисления. Посмотрим, на сколько величина
солнечного года превышает величину «лунного».
А теперь определим, сколько раз полученная
величина содержится в величине солнечного года.
365,242 : 10,875 = 33,585. Именно к этому возрасту
человек наберет себе лишний год и снова
отпразднует день рождения примерно в то же время,
когда он и родился. Не отсюда ли сакраментальное
«тридцать лет и три года»? Впрочем, это только
гипотеза.
«Ну и бред!» — скажут некоторые из моих
читателей. Разумеется, бред с точки зрения
обитателя высоких широт, потомственного
земледельца, привыкшего к четкой смене времен
года и пасмурному небу. Но совсем не бред с точки
зрения человека, живущего где-нибудь на 25-й
параллели, в сухой степи или пустыне, пасущего
овец и верблюдов и привыкшего к ночному образу
жизни. Днем безжалостное солнце не дает нос
высунуть из шатра, зато ночь с ее звездным небом и
луной дарит прохладу, росу, позволяет определять
маршрут по звездам и считать время по луне.
Это для земледельца важнее всего знать, когда
пойдут холодные зимние дожди, когда вернется
тепло, когда разольется Нил и т.д. А для скотовода
достаточно заметить, когда произошла случка
животных и рассчитать, сколько ждать окота; для
этого проще и удобней считать время по лунным
фазам, тем более, что небо над Аравией ясное, луну
видно почти каждую ночь. А вот для того чтобы
наблюдать солнце, надо сидеть на месте, отмечать,
где оно всходит, где садится. А это неудобно, нет
ориентиров (ни деревьев, ни гор), да и при
постоянных перекочевках они бы всё равно не
годились. Так что, как видите, лунный счет лет
вовсе и не бред. Во всяком случае, при
определенных условиях он даже предпочтительней.
А теперь читатели вправе задать вопрос: почему я
уже несколько раз назвала описываемый мной
календарь мусульманским? Какое отношение он
имеет к исламу? Не лучше ли называть его арабским,
если, как это видно из предыдущего абзаца, он
возник в Аравии. На этот вопрос я отвечу чуть
позже, после того как разберу принцип действия
лунно-солнечного календаря и его
взаимоотношения с солнечным и лунным.
Итак, настоящий лунный календарь строится на
согласовании суточного движения Земли с лунными
фазами без всякой оглядки на годовое обращение
Земли, то есть на солнечный год. Лунному
календарю безразлично, какое время года на дворе,
он знай себе отсчитывает лунные циклы. И,
разумеется, в таком чистом виде он мог
существовать либо в специфических условиях
жаркой пустыни и кочевого животноводства, либо
сузив сферу своего применения до чисто
религиозных функций, допустив в светскую жизнь
какой-нибудь иной календарь, так или иначе
учитывающий солнечный год.
Так и происходило в действительности. При
переходе к оседлости и земледелию бывшие
кочевники должны были либо параллельно с лунным
использовать и солнечный календарь, либо как-то
реформировать свой привычный лунный, связать его
с солнечным, найти какой-то компромисс.
И такой компромисс был найден. Начало года
привязали к ограниченному сезонному периоду, за
рамки которого оно не могло выходить. Если лунный
календарь можно уподобить пешеходу, который
11-дневными шагами всё время пятится назад, то
лунно-солнечный подобен танцору, который вечно
совершает определенные па в четко заданных
границах. Разберем, как «танцует» еврейский
новый год.
Положим, танец начинается с 3 октября. В 1959 г. 3
октября соответствовало 1 тишри, то есть 1
числу первого месяца еврейского года. Следующий
лунный год (т.е. период в 12 лунных месяцев) длился
355 дней и истек к 22 сентября 1960 г. Значит,
последующий лунный год начался 22 сентября, а не 3
октября — наш танцор сделал шаг назад. По тем же
правилам лунного календаря в следующем, 1961, году
еврейский новый год наступил еще на 11 дней раньше
— 11 сентября. Танцор отступил еще на один шаг. И
если бы ему позволялось уходить еще дальше, то в
1962 г. он оказался бы в запретной зоне (31
августа). А ему это категорически воспрещено.
Что же ему остается делать? Прыгать вперед, то
есть вставлять дополнительный, тринадцатый
лунный месяц. Вставка этого месяца и дает эффект
прыжка на 18—20 дней вперед. Почему 18—20, а не 29—30?
Так ведь эти недостающие дни соответствуют тому
третьему несделанному шагу, в результате
которого танцор оказался бы в запретной зоне.
Итак, 13-й месяц складывается из запретного
шага и прыжка. В самом деле, 18—20 дней прыжка плюс
10—12 дней несделанного шага и дают нам тот самый
вставной 13-й месяц, который держит год, не дает
ему слишком удаляться от точки осеннего
равноденствия.
Вот такой принцип построения календаря
называется лунно-солнечным. С одной стороны,
календарь вроде бы и лунный, ведь состоит-то он из
лунных месяцев, первое число которых более или
менее соответствует новолунию; всё вроде бы как и
в старом добром календаре кочевников... Но
регулярное подтягивание года к солнечной дате
(осеннему равноденствию) вносит в счет дней и лет
принципиальную разницу: сутки соотносятся не
только с фазами Луны, но и с периодом
орбитального вращения нашей планеты вокруг
Солнца.
Лунный год всегда короче солнечного,
лунно-солнечный — иногда короче, иногда длиннее,
но в среднем подравнивается под него. Как же это
получается? Если сложить два коротких года (по 12
месяцев) и один длинный (13) и разделить сумму на
три, то среднее арифметическое окажется примерно
на одни сутки меньше истинной продолжительности
солнечного года. Проделайте сами эти вычисления
— получите 364,21. Итак, возникла простая
последовательность: два простых, третий
високосный, два простых, третий високосный; это
приводит к быстрому накоплению ошибки. И вот для
того, чтобы поддерживать зыбкое равновесие между
постоянным солнечным годом и изменчивым
лунно-солнечным, прибегают к так называемому
циклу Метона (Метон — древнегреческий
астроном и математик V в. до н.э.).
За основу берется 6940 суток, которые составляют 19
солнечных лет и одновременно 235 лунных месяцев.
Последнее число можно представить как сумму двух
произведений: (12 x 12) + (13 x 7).
Значит, если мы 12 лет из 19 будем считать короткими
(по 12 месяцев), а 7 — длинными (по 13 месяцев), то в
итоге получим те же 19 солнечных лет; календарь
будет надежно привязан к Солнцу. Поэтому вставка
13-го месяца в еврейском календаре производится
не через два года на третий (не по принципу два
шага назад — прыжок), а несколько чаще.
Високосными годами являются 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19, то
есть дважды прыжок делается после первого же
шага, а пять раз — после двух шагов.
На этом я закончу обзор еврейского календаря.
Более подробный разговор только помешает понять
основной принцип его построения и уведет нас в
культово-хронологические дебри.
Приведу, впрочем, таблицу, которая поможет
сравнить еврейский календарь с григорианским
(см. таблицу 6).
Таблица 6
Год
еврейской эры |
Начало еврейского
года
по григорианскому календарю |
5720 |
3 октября 1959 г. |
5721 |
22 сентября 1960 г. |
5722 |
11 сентября 1961 г. |
5723 |
29 сентября 1962 г. |
5724 |
19 сентября 1963 г. |
5725 |
7 сентября 1964 г. |
5726 |
27 сентября 1965 |
5727 |
15 сентября 1966 г. |
5728 |
5 октября 1967 г. |
5729 |
23 сентября 1968 г. |
5730 |
13 сентября 1969 г. |
5731 |
1 октября 1970 г. |
5732 |
20 сентября 1971 г. |
5733 |
9 сентября 1972 г. |
5734 |
27 сентября 1973 г. |
5735 |
17 сентября 1974 г. |
5736 |
6 сентября 1975 г. |
5737 |
25 сентября 1976 г. |
5738 |
13 сентября 1977 г. |
5739 |
2 октября 1978 г. |
5740 |
22 сентября 1979 г. |
5741 |
11 сентября 1980 г. |
5742 |
29 сентября 1981 г. |
5743 |
18 сентября 1982 г. |
5744 |
8 сентября 1983 г. |
5745 |
27 сентября 1984 г. |
5746 |
16 сентября 1985 г. |
5747 |
4 октября 1986 г. |
5748 |
24 сентября 1987 г. |
5749 |
12 сентября 1988 г. |
5750 |
30 сентября 1989 г. |
5751 |
20 сентября 1990 г. |
5752 |
9 сентября 1991 г. |
5753 |
28 сентября 1992 г. |
5754 |
16 сентября 1993 г. |
5755 |
6 сентября 1994 г. |
5756 |
25 сентября 1995 г. |
5757 |
14 сентября 1996 г. |
5758 |
2 октября 1997 г. |
5759 |
21 сентября 1998 г. |
5760 |
11 сентября 1999 г. |
5761 |
30 сентября 2000 г. |
5762 |
18 сентября 2001 г. |
5763 |
7 сентября 2002 г. |
5764 |
27 сентября 2003 г. |
|
Иероглифическая запись:
Сотис великая сияет на небе
и Нил выходит из берегов своих
|
Сделаю еще одно попутное замечание: евреи
не были изобретателями своего календаря, а
заимствовали идею в Вавилоне — как и названия
месяцев. Достаточно сравнить два ряда названий,
чтобы увидеть их четкое соответствие.
Нисану, айру, сивану, дуузу, абу, улулу, ташриту,
арахсамну, кисливу, тхабиту, шабатху, адару.
Нисан, ияр, сиван, тамуз, ав, элул, тишри, хешван,
кислев, тейвас, шват, адар.
Первоначально год начинался с 1 нисана (как и в
Вавилоне), то есть примерно со времени весеннего
равноденствия. В III в. до н.э. начало года
перенесли на осень, но по традиции добавочный
месяц вставляется перед адаром.
В настоящее время еврейский календарь является
государственным в Израиле, в других же странах
сфера его использования сузилась. По нему
отмечаются религиозные праздники, но в быту
верующие евреи используют григорианский счет
лет. Даже в синагогах объявления датируются по
календарю, реформированному римским папой.
Лунно-солнечным календарем пользовались также в
Древней Греции, в Китае и в сопредельных ему
странах. Китайский календарь аналогичен
еврейскому.
Китайский год начинается зимой; первый день года
приходится на период между зимним
солнцестоянием и весенним равноденствием, то
есть колеблется в пределах третьей декады января
— двух первых декад февраля, так что наши
доморощенные поклонники всяких огненных тигров
и водяных коней грешат непоследовательностью,
когда спешат украсить праздничный стол
атрибутами соответствующих стихий и животных.
Ведь китайский год начинается не 1 января, а, по
крайней мере, на три недели позже — а то и на все
семь.
Теперь пора вернуться к вопросу, почему лунный
календарь я называла мусульманским. Дело в том,
что далеко не все арабы в VII в. были
кочевниками. Многие из них жили в оазисах, на
побережье Красного моря, в горах Йемена; многие
занимались земледелием, многие вели торговлю с
другими странами Ближнего Востока и, конечно,
были знакомы с лунно-солнечным календарем. А
познакомившись с ним, трудно не оценить его
преимуществ перед чисто лунным.
Земледельцу лунный календарь был просто
противопоказан, да и торговцу, связанному с
культурными странами региона, вечный разнобой и
пересчет доставлял массу неудобств.
Естественно, что арабы — современники Мухаммада,
охотно пользовались известным им
вавилонско-еврейским календарем, что сближало их
с евреями. Кстати, некоторые арабские племена
переходили в иудаизм и таким образом становились
частью еврейской конфессиональной общности.
Мухаммад же на разных стадиях своей деятельности
менял свое отношение к двум старшим, так
называемым авраамическим религиям, что, кстати,
отразилось и в Коране.
Иногда Пророк высказывал самое благожелательное
отношение к их приверженцам, но под конец
разуверился в возможности склонить евреев и
христиан к союзу и слиянию в одной религии. Это
отразилось на изменении исламского культа. Так,
если первоначально молящиеся должны были
обращаться лицом к Иерусалиму, то потом их
ориентиром стала Мекка.
Нечто сходное произошло и с календарем. Мухаммад
не захотел иметь общий календарь с евреями и
строго запретил вставлять тринадцатый месяц.
Таким образом он вернулся к самой низшей,
фактически уже пройденной ступени развития
летосчисления. Лунный календарь стал
официальным календарем ислама; все
мусульманские посты и праздники рассчитываются
только по нему. И если какой-нибудь праздник
имеет постоянную привязку к сезону или
астрономическому явлению, то можно с
уверенностью сказать — это праздник явно не
мусульманский.
Так, очень многие ошибочно считают мусульманским
праздником Новруз (Навруз), который вроде бы
действительно имеет широкое распространение
среди последователей ислама. На самом деле
такого праздника в мусульманском календаре нет.
Новруз — это древний солярный праздник иранцев,
индийцев и других индоевропейских народов. Ислам
не смог вытравить его из жизни покоренных
арабами народов. Из-за разницы календарей он не
смог его и ассимилировать, то есть придать ему
какое-то иное мусульманское обоснование.
Пришлось просто терпеть обычай. И по сей день
Новруз справляют без различия вер мусульмане,
зороастрийцы, индуисты — праздник открыт для
всех, потому что он ничей, просто весенний.
Ну а что же было делать бедным арабским
земледельцам и прочим мусульманам на всех
территориях, подвластных халифу? Мухаммад ведь
запретил вставлять тринадцатый месяц. Ладно,
Курбан-Байрам можно справить и по лунному
календарю, а вот что делать с севом, поливом,
уборкой урожая и прочими подобными работами? Их
ведь с весны и лета на зиму не передвинешь...
Жизнь, как всегда, взяла свое.
Земледельцы-мусульмане стали жить по принципу
«Богу — богово, кесарю — кесарево». Для мечети,
для всех мусульманских постов и праздников им
служил лунный календарь, для мирских дел — как
правило, солнечный: иранский, юлианский,
коптский, какой-нибудь из многочисленных
индийских.
Итак, понятно, почему лунно-солнечный календарь
нельзя называть лунным. Для иллюстрации различий
предлагается сводная таблица еврейских и
мусульманских новогодних праздников в
1984—1993 гг. (таблица 7).
Таблица 7
Год по
григоранскому
календарю |
Мусульманский
новый год
(1 мухаррама) |
Еврейский
новый год
(1 тишри) |
1984 |
27сентября |
27 сентября |
1985 |
16 сентября |
16 сентября |
1986 |
6 сентября |
4 октября |
1987 |
26 августа |
24 сентября |
1988 |
14 августа |
12 сентября |
1989 |
4 августа |
30 сентября |
1990 |
24 июля |
20 сентября |
1991 |
13 июля |
9 сентября |
1992 |
2 июля |
28 сентября |
1993 |
21 июня |
16 сентября |
|
Солнечный круг ацтеков
|
Изучив таблицу, можно потренироваться в
решении хронологических задач. Например: на
какое число григорианского календаря пришлись
новогодние праздники в обоих календарях в
1994 г.? С мусульманским календарем ясно:
21 — 11 = 10. Значит, в 1994 г. 1 мухаррама
соответствовало 10 июня. Правильно, так оно и было.
А вот с еврейским календарем немножко сложнее.
Тут могут быть два ответа.
В 1985 г. 1 тишри пало на 16 сентября, а в следующем
году был совершен прыжок — к 4 октября. Но в
1994 г. время никуда не прыгнет, а сделает свой
второй шаг назад, на дозволенное место (по нашему,
на 6 сентября). Почему так? А дело в 19-летнем цикле.
В первом случае (1985 г.) год у нас был восьмым по
счету, ему положено быть високосным, а в 1993 г.
год занимает 16-е место, то есть по еврейским
порядкам простой, тринадцатый месяц ему не
полагается, приходится делать последний шаг и
останавливаться.
А теперь такой вопрос — самый трудный. Повлиял ли
как-нибудь еврейский календарь на культуру
христианского мира? Конечно, через евреев из
Вавилона Европа заимствовала семидневную
неделю. Это очевидно. Но, может быть, есть еще
примеры такого влияния? Вспомним о Пасхе и
Троице. Действительно, непостоянный характер
этих праздников, их колебания в пределах одного
лунного месяца — наследие лунно-солнечного
календаря. Сами правила составления пасхалий
(Пасха приходится на первое воскресенье после
первого полнолуния, наступившего после
весеннего равноденствия) прямо указывает на
лунно-солнечное происхождение. Кстати,
полнолуние — это середина месяца, а весеннее
равноденствие — указание на месяц нисан.
Летосчисление
Осталась еще одна небольшая деталь, без которой
рассказ о календарях был бы неполон.
До сих пор мы говорили об увязке суточного
вращения Земли с ее орбитальным вращением или же
с орбитальным вращением Луны. Говорили о
солнечном годе, о его начальной точке, принятой в
том или ином календаре, но лишь мельком упоминали
начальные точки самого летосчисления.
Существует довольно многозначное слово эра.
Это, помимо всего прочего, — начальный момент
любой системы летосчисления. В истории культуры
насчитывается несколько сот эр — разные народы в
разные времена отсчитывали начало своей истории
от различных реальных, мифических или
полумифических событий. Самые известные эры
перечислены в таблице 8.
Таблица 8
От сотворения мира |
5508 г. до н.э. |
От Адама
(еврейская эра) |
3761 г. до н.э. |
Эра олимпиад |
776 г. до н.э. |
От основания Рима |
753 г. до н.э. |
Эра Диоклетиана |
284 г. н.э. |
Хиджра
(мусульманская эра) |
622 г. н.э. |
Французская эра |
1792 г. н.э. |
Разумеется, существует и эра,
начинающаяся от Рождества Христова. Этой
системой летосчисления пользуются не только
христиане (или постхристиане), но и многие народы
Восточной Азии.
В Китае принят циклический счет лет. Начальной
точкой считается 2637 год до н.э. От этой точки идет
счет 60-летних циклов, а внутри каждого цикла годы
называются в честь 12 животных и 5 стихий
(12 x 5 = 60). С начала китайской эры прошло
уже 77 полных циклов и сейчас идет 78-й.
В Японии счет лет велся по годам царствования
того или иного императора. Отсутствие сквозного
счета создавало большие трудности в
хронологическом ориентировании, поэтому и
Япония (еще в XIX в.), и Китай (в начале XX столетия)
перешли на григорианский календарь и связанный с
ним счет времени от Рождества Христова. Светский
характер прежнего летосчисления и религиозный
плюрализм способствовали безболезненному
переходу на европейскую систему. При этом старый
лунно-солнечный календарь продолжал
употребляться в быту — для расчета традиционных
народных праздников.
Христианское летосчисление, к которому мы
привыкли с детства, не сразу возобладало в
Европе. До конца III в. христиане, как и другие
подданные Римской империи, пользовались
бытовавшими в пределах империи эрами (от
основания Рима, от первой олимпиады, от Адама). В
IV—V вв. в империи возобладала эра Диоклетиана.
И лишь в VI в. римский монах Дионисий Малый
предложил принять за отправную точку счета лет
Рождество Христово.
От этого предложения до первых признаков его
реализации прошло более 200 лет. Первая
датировка от Рождества Христова появилась в
742 г., преобладала же в средневековых
документах эра от сотворения мира.
С Х в. римские папы стали всё чаще применять
датировку от Рождества Христова — одновременно
с прежней традиционной эрой. С середины XV в.
новая датировка стала обязательной.
В России же христианское летосчисление
появилось на два с лишним века позже; оно было
введено указом Петра I в 1699 г. «лучшего ради
согласия с народами европейскими». Тем же указом
начало года было перенесено с сентября на январь.
Кстати, это была уже не первая передвижка в
истории российского календаря, так как до 1492 г.
за начало года принималось 1 марта. Это было
вполне логично с хозяйственной точки зрения и
соответствовало древнеримскому счету месяцев:
сентябрь был, как ему и положено по названию,
седьмым месяцем, октябрь — восьмым и т.д.
Теперь давайте сравним перечисленные выше эры и
зададимся вопросом: а какая из них лучше? И
вообще, какие требования предъявляет
современность к выбору эры, что тут является
достоинством и что недостатком, какая начальная
точка наиболее приемлема для большинства
человечества и имеет наибольшие шансы стать
отправным моментом единого планетарного
календаря?
Сразу исключается французская эра — по трем
причинам. Во-первых, она чрезвычайно исторична,
политична и франкоцентрична. Чем реальнее
событие, от которого предполагается вести
летосчисление, чем теснее оно связано с историей
конкретной страны (региона, конфессии,
политической партии), тем шире у него стан
противников и недоброжелателей. Почему
центральным событием истории должно считаться
установление республики во Франции? Почему не в
Англии? Ведь там революция произошла на сто с
лишним лет раньше! А почему не взять за точку
отсчета принятие Декларации независимости? США
вроде бы играют ничуть не меньшую роль в
современном мире, чем Франция! А почему
монархисты должны вести счет лет от свержения
монархии?
Во-вторых, французская эра рассекает живое тело
новой истории, оставляя в «доисторическом»
времени эпоху античной цивилизации, средние
века, Возрождение, Просвещение и даже первые годы
самой революции. Судите сами, удобно ли историку
XVIII в. считать год взятия Бастилии годом до
начала времен, а термидорианский переворот —
годом после такового. Ведь обратный счет времени
весьма неудобен и чреват некоторыми
хронологическими ошибками.
В-третьих, летосчисление от первого года
республики не имеет устойчивой традиции. Оно
применялось только в пределах Франции и только
на протяжении ограниченного отрезка времени.
Практически для всех людей эта эра непривычна.
По тем же — первым двум из упомянутых — причинам
не годится для единого планетарного календаря и
мусульманская хиджра — вполне реальное
историческое событие, произошедшее в июле 622 г.
н.э. Какое дело христианам или буддистам до
распрей Мухаммада со старейшинами его родной
Мекки и до вынужденного бегства в Ятриб?
И опять весь древний мир оказывается за порогом
истории, опять требуется обратный счет и
связанная с ним путаница. Конечно, у счета лет от
хиджры больше сторонников, чем у приверженцев
французской эры (сотни миллионов мусульман
привыкли к своему летосчислению), но это всё же
меньшинство населения Земли.
Наиболее сильные позиции у еврейской эры и у эры
от сотворения мира. Обе эры явно мифичны и не
связаны ни с какими конкретными историческими
событиями. Можно принять на веру, что мир был
сотворен именно 7,5 тыс. лет назад (или, по другой
версии, 5,8 тыс. лет); это в общем-то ничьих
верований не оскорбляет. Обе эры охватывают
практически всю древнюю историю, оставляя за
порогом лишь первобытное общество.
Однако от сотворения мира уже давно никто лет не
считает, да и счет от Адама резко сузил сферу
своего применения. Большинство евреев вполне
обходится григорианским календарем и
христианским летосчислением. Именно эра от
Рождества Христова имеет в настоящее время самые
прочные позиции. От Рождества Христова считают
года вся Европа, Америка, большая часть Африки,
Япония и Китай, а также многие и многие жители
иных стран.
Однако христианская эра далеко не нейтральна в
историко-культурном отношении — само название
за себя говорит. С чисто хронологической точки
зрения она разбивает историю человечества на два
периода (до и после) — с вытекающими из
этого трудностями обратного счета. А какие
трудности таит в себе этот счет, Вы можете сами
убедиться, решив следующую задачу.
Гай Корнелий родился в 30 г. до н.э., умер в 40 г.
н.э. Сколько лет он прожил?
Возможно, Вы ответили: «70 лет». И попались в
ловушку! На самом деле не 70, а 69. Чтобы убедиться в
этом давайте ужесточим условия. Пусть бедный Гай
родится в 1 г. до н.э. и умрет в 1 г. н.э. Сколько
лет прожил этот младенец? 2 года? Отнюдь нет!
Всего-навсего годик. Ведь за первым годом до
идет сразу первый год после, а нулевого года
нет, так что при расчетах всегда надо от
полученного числа отнимать единицу.
Незнание этого правила нередко приводит к
ошибкам. Так, например, в 1945 г. в СССР отмечали
2000-летие со дня смерти Лукреция Кара. Лукреций
умер в 55 г. до н.э. Организаторы мероприятия
забыли об отсутствии нулевого года, не сделали
соответствующей поправки и поспешили отметить
годовщину на год раньше срока.
Итак, мы видим, что ни одна из описанных выше эр не
является идеальной. У всех есть те или иные
слабые места. Таким образом, перед человечеством
встает задача найти некоторое оптимальное
решение, своего рода компромисс. Нужно выбрать
нейтральную, древнюю и привычную точку
отсчета. На первый взгляд, условия
взаимоисключающие...
А теперь давайте подумаем, как можно выйти из
положения. Мы привыкли считать, что первый
спутник был запущен в 1957 г. Пересчет этой даты
на любую иную из существующих внесет полную
сумятицу и сделает изучение истории адски
трудным делом. Всем придется переучиваться.
Разумеется, овчинка выделки не стоит: слишком
много трудов, слишком много путаницы и довольно
отдаленный результат.
А что если просто передвинуть начало отсчета на 3,
на 7, на 12 тысяч лет назад? Задача сразу же
упростится. Взятие Бастилии, по новому счету,
произойдет в 4789 г. (в 8789 или в 13 789). Менять
придется только число тысячелетий, последние три
цифры останутся прежними. Такой счет лет не
связан ни с каким конкретным событием, не освящен
никакой религиозной или этнической традицией. Он
полностью нейтрален. При желании новые эры можно
условно назвать «от металла», «от неолитической
революции», «от изобретения лука». А можно
прибавить к нынешнему счету 40 тысяч лет — и тогда
новое летосчисление вместит в себя всю
собственно человеческую историю (от завершения
процесса антропогенеза до текущих событий). И
счет будет сквозной, односторонний,
общечеловеческий. Некоторые сложности придется
пережить лишь историкам древнего мира, но зато
раз и навсегда будет преодолен хронологический
разнобой, и в истории победит своего рода
универсальная метрическая система.
Заключение
Вот вроде бы мы и разобрались в дебрях
календарей. Теперь, я надеюсь, вы сами сможете
объяснить бестолковому иностранцу, когда же был
взят (?) Зимний дворец, улыбнетесь наивному
убеждению старушки, что природа живет по старому
стилю, поправите неосведомленного журналиста,
называющего китайский календарь лунным,
щегольнете умением переводить всякие брюмеры и
термидоры в привычные нам числа и месяцы. Надеюсь
также, что такой обзор поможет вам по-новому
взглянуть на наш григорианский календарь и
оценить его недостатки — равно как и
достоинства.
Оставим юлианский счет хронологам. Им он служит
хорошим инструментом для перевода дат из всяких
экзотических систем в григорианскую. В самом
деле, благодаря постоянству високосов в каждом
столетии юлианского календаря содержится всегда
равное количество дней, поэтому хронологи охотно
используют этот календарь в качестве
промежуточной стадии в своих расчетов. Сначала
переводят, скажем, с мусульманского на юлианский,
а потом уже с юлианского на григорианский. Но
если и впредь пользоваться юлианским календарем
в повседневной жизни, то через шесть тысяч лет
старый новый год придется праздновать в марте.
Предупреждаю заранее об этом всех любителей
старины...
Рекомендуемая литература
Вороницын И. Светский календарь и
гражданская религия Великой французской
революции
М., 1926.
Завельский Ф.С. Время и его измерение. М.,
1961.
Календари и хронология стран мира. М., 1982.
Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.
Куликов С. Нить времен: Малая энциклопедия
календаря с заметками на полях газет. М., 1991.
Никольский В.К. О происхождении нашего
летосчисления. М., 1938.
Россовская В.А. Календарная даль веков. Л.;
М., 1936.
Селешников С.И. История календаря и
хронология. М. 1970, 1972, 1977.
Цыбульский В.В. Современные календари
стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1964.
Шур Я.И. Когда?: Рассказы о календарях. М.,
1968. |