письмо в редакцию
Рудольф РАТКЕ
А судьи кто?
В «Российской газете» от 23 марта был
приведен образец теста по истории России для
единого госэкзамена с ключами (правильными
ответами) «к абитуриентскому тесту по истории
России».
Образец — это хорошо, давно пора бы, но вот
содержание с ключами...
Во-первых, некоторые задания просто
оболванивают учащихся. Так, например,
«крупнейшими представителями “просвещенного
абсолютизма” в России принято считать...
Петра I, Екатерину II, Александра I,
А.Д.Меншикова, М.В.Ломоносова».
Если один из них крупнейший, то остальные, надо
думать, просто представители. И чего? Если
Ломоносов хотя бы действительно «просвещенный»,
то причем здесь Меншиков?
Уж назвали бы В.Татищева, И.Шувалова или
Н.Карамзина, действительно «просвещенных». Могли
бы включить Павла I — абсолютно
«абсолютного», да и контраст был бы резче.
И почему термин «просвещенный абсолютизм» взят в
кавычки? Не было такого вообще или в России
только?
Еще пример. Среди партий, одна из которых набрала
«наибольшее число голосов на выборах в
Учредительное собрание», названы «трудовики».
Зачем? Для «кворума» из пяти ответов? Школьные
учебники ничего о такой партии (существовала
несколько месяцев) не рассказывают, речь идет о
фракции в Думе, о группе. К моменту выборов
трудовики слились с «энэсами» (народными
социалистами) и участвовали в избирательной
кампании как Трудовая народно-социалистическая
партия, сведения о которой можно найти только в
специальной литературе.
Таким образом, громадная масса учащихся, вопреки
заявленной идее эгалитарности госэкзамена,
должна будет поверить и действительно усвоит,
что некая «партия трудовиков» принимала участие
в выборах: только «элита», имеющая широкий доступ
к различным научным изданиям, сможет разобраться
в возникшей ситуации.
Во-вторых, информация, заложенная в
тестах, часто спорна или вообще не соответствует
действительности, дезориентируя школьников
(абитуриентов).
Почему надо придерживаться установок советской
историографии на противопоставление
«революционных демократов» Белинского, Герцена
и Огарева «западникам», игнорируя их
самоидентификацию с «нашими» (Герцен)? Вряд ли
можно, как сделано в тесте, утверждать, что именно
западники отрицательно относились «к
революционному переустройству общества»?
Народники же, по мысли авторов вопросов и
ответов, были революционерами, хотя в
действительности — далеко не все и не всегда
(«либеральные народники»).
Надо ли, опять же оставаясь в русле устарелых
воззрений, считать Г.В.Плеханова «первым русским
марксистом», когда есть, скажем, П.Аксельрод, за
два года до первых марксистских трудов Плеханова
опубликовавший работу «Развитие
социал-демократии в России»? Понятно, что
правоверный и убежденный меньшевик Аксельрод с
его реальным весом в российском
социал-демократическом движении вряд ли нужен
был коммунистам в качестве их идейного предтечи,
но в настоящее время нет смысла повторять
идеологизированные схемы вчерашнего дня.
На каком основании можно говорить о двоевластии
в марте—июне 1917 г. как о «сосуществовании двух
видов государственной власти в России»? Советы
ни де-факто, ни, тем более, де-юре «видом
государственной власти» не являлись и на
подобный статус не претендовали (и до июля, и
после, когда возможно говорить о
сосуществовании).
В-третьих, уже сейчас в тестах можно
встретить обычные несуразности.
«Процесс первоначального накопления капиталов»
(капитала?) вовсе не предполагает «разорения
основной массы крестьянства».
Не было «общества “Мир искусства”, а было
объединение с тем же названием. В предложенном
далее составе «троек», принадлежащих к
«обществу» художников странно видеть Сергея
Коровина, которого почти с необходимостью
отождествят с его братом — Константином, в
учебниках и пособиях упоминаемым. Можно
по-разному рассматривать роль Сергея, но вряд ли
его место — в ряду вслед за И.Репиным и
В.Суриковым.
Сомнителен и такой ключ (ответ), как «начавшиеся
дискуссиии о путях развития социалистической
экономики» соответствующий условию при котором
проходило «восстановление хозяйства,
пострадавшего в годы Великой Отечественной
войны». Официально дискуссия развернулась в
1951 г., когда восстановление было в основном
завершено, и носила преимущественно
теоретический политэкономический характер, лишь
поверхностно касаясь практики, в т.ч. и «путей
развития», в 1952 г. директивно определенных
Сталиным в работе «Экономические проблемы
социализма».
Еще более спорен правильный ответ при выборе
«последствий проведения экономической политики
Е.Т.Гайдара в 1992 г.» — «нарастающий вывоз
капитала из России за рубеж» на фоне
отвергнутого — «образование широкого слоя
мелких и средних собственников в России».
В политэкономии существует понятие «вывоз
капитала», соответствующее, например,
предоставлению займов, как это делал до
недавнего времени Запад в отношении нашей
страны. Его вряд ли можно применять к
современному «бегству капиталов» из РФ, которое,
скорее, по своему характеру идентично печально
известной «утечке умов».
В то же время в стране действительно появился
«слой мелких и средних собственников»,
включающий, помимо различных торговцев и
предпринимателей, многих владельцев
приватизированных квартир.
И еще. Этакая смесь новорусского со
старосоветским: «За время пребывания
Л.И.Брежнева во главе советского государства
СССР покинул(!)...» Нет, разумеется, не Н.Вавилов, не
С.Эйзенштейн, но А.Солженицын! Как это
происходило — пока хорошо известно. К чему же
стыдливый эвфмеизм в тексте? Конечно, можно
считать писателя «эмигрантом» или «вынужденным
переселенцем», вызывая ухмылку у знающих и
дезориентируя неподготовленных, однако слово
«выдворен» из истории так просто не выкинуть.
Разумеется, анонимность авторов теста может
(возможно, и должна) сохраняться, но перед их
обнародованием или использованием желательна
гласная независимая научная экспертиза с тем,
чтобы кто-то нес ответственность за это
«всероссийское вопрошательство» и мог внятно
объяснить, чем руководствовались его авторы.
Министерство же наше, так любящее всякого рода
эксперименты, почему-то не побеспокоилось о том,
чтобы подобные образцы тестов предложить
профессиональным изданиям для
профессионального же обсуждения.
07.04.2001 |