информация

Памяти Чебышева

(По материалам С.Л.Лебедева — потомка ученого)

В эти дни мы отмечаем 180-летие великого русского ученого — математика и педагога Пафнутия Львовича Чебышева (1821—1894).
Потомок старинного дворянского рода, чье начало относят к XIV в., П.Л.Чебышев был одновременно и объектом истории России, и ее подлинным творцом.
Есть люди, которые, не имея вроде бы прямого отношения к истории и исторической науке, оказывают как на первую, так и на вторую самое существенное влияние. Среди них — многочисленные представители той академической среды, которые из года в год, из века в век создавали культурное пространство России.
Именно математики, физики, архитекторы и инженеры формировали слой, именуемый ныне российской интеллигенцией. Не определяя публично своего отношения к политическим событиям, они задавали некий тон, принимавшийся в образованном обществе.
Особенно характерна такая ситуация для XIX в., где мы наблюдаем существование устойчивых неформальных связей между представителями академической и университетской науки и целых династий, поколения которых «делают погоду» в интеллектуальной жизни страны.
На этом поприще велика заслуга и П.Л.Чебышева, чья многолетняя деятельность по методическому усовершенствованию преподавания в университетах, средних и начальных школах была, возможно, не столь заметна, сколь эффективна.
Участвуя в делах Ученого комитета ведомства народного просвещения, Пафнутий Львович активно рецензировал учебники, ограждая отечественные школы от появления неудачных пособий.
П.Л.Чебышев был весьма уважаем и как профессор университета. Его лекции были настолько увлекательны, что многие приходили слушать их по два раза. Известны случаи, когда свободных мест в аудиториях для всех желающих не хватало, поэтому их занимали заранее, иногда даже за час до начала лекций. Раз в неделю профессор приглашал к себе в дом «на чай» всех, в ком видел математические способности и склонность к исследовательской деятельности. Само это предложение для любого начинающего математика считалось величайшей честью. Во время таких приемов профессор, в спокойной и непринужденной обстановке домашнего уюта, вел откровенные и длительные беседы о классической музыке, опере, о модных художниках, о сочинителях исторического жанра, о богословии и европейской политике.
Составление учебных программ и примерного каталога учебных пособий, борьба за расширение курсов и увеличение срока обучения в гимназиях до 8 лет, редактирование нового Университетского Устава (по подобию Дерптского), помощь талантливой студенческой молодежи — вот далеко не полный перечень педагогических занятий профессора.
Им были сформулированы основные методические (или, как он их называл, элементарные) принципы преподавания математики, которые вполне могут быть применены к другим областям образования.
В их числе (они получили название «Чебышевские афоризмы») особо интересными кажутся следующие:
Новое в преподавании… полезно только тогда, когда на опыте проверено, что оно лучше старого.
Ничего не должно быть предлагаемо без доказательств.
Нестрогие доказательства вредно действуют на умственные способности учеников, приучая их видеть там достаточную причину, где ее нет.
Необходимо иметь в виду постепенный ход развития… способностей детей.
Концентризм как метод преподавания… вреден, так как он разрушает систематическое изложение дидактического материала.
Недостаточно, если ученик усвоит теорию, необходимо, чтобы ученик этой теорией овладел, а этого можно достигнуть только ее приложениями к практике и решением многочисленных задач и упражнений.

TopList