Статья опубликована при поддержке интернет – магазина Адидас. Многие люди предпочитают покупать спортивную одежду и обувь именитых брендов, таких как Adidas. Но далеко не каждый хочет тратить часы на походы в магазин в поисках нужного размера и фасона. Что делать? Посетите официальный интернет – магазин Адидас. Вам больше не нужно искать интернет магазины женских спортивных костюмов и мужских кросовок, на сайте www.adidas.ru вы найдете все что вам нужно.
Применение современных информативных технологий на уроках истории вряд ли возможно без освоения учащимися навыков компьютерных пользователей. Последнее, естественно, не достигается вне развития межпредметных связей и в индивидуальном порядке.
Организации групповой работы, позволяющей оптимально использовать и повышать творческий потенциал каждого школьника, было посвящено выступление учителя истории московской гимназии № 1567 Юлии Викторовны Кушнеревой.
В своем докладе она поделилась с участниками конференции богатым опытом, приобретенным в процессе международного сотрудничества.
Применение компьютерных технологий, став в последнее время модой, не должно быть самоцелью. В процессе преподавания и изучения истории «модные» средства должны использоваться там, где они действительно необходимы, и тогда, когда они действительно служат достижению тех целей, которые ставит перед собой учитель.
Русскоязычные ресурсы Интернета и материалы электронных носителей, которые можно непосредственно применять в процессе преподавания истории (речь идет о школе) относительно скудны. В связи с этим оптимальными на сегодняшний день представляются следующие направления:
1. Использование компьютеров для повышения интереса учащихся к предмету (особенно тех, кто изначально ориентирован на «техническое направление»).
2. Формирование навыков опытных компьютерных пользователей через работу в различных проектах по истории, написание рефератов, выполнение творческих заданий и т.п. Использование компьютеров в повседневной учебной деятельности, превращение их в естественный и привычный рабочий инструмент способствует социализации учащихся и облегчает их дальнейшую профессиональную подготовку.
Специфика школьного курса ОИЭВТ состоит в том, что он посвящен в основном вопросам программирования, а не пользования компьютером. На одном из образовательных сайтов Интернета была организована дискуссия, посвященная содержанию школьного курса информатики. Любопытно, что участники четко разделились на два оппозиционных лагеря.
Одни — преподаватели информатики и люди, профессионально занимающиеся программированием или обслуживанием компьютеров, — утверждали, что школа должна учить именно азам программирования, с помощью которых ребенок в будущем легко сможет разбираться в прикладных пользовательских программах и освоить любую из них.
Другие — учителя-предметники, преподающие в основном гуманитарные дисциплины, — эмоционально уверяли, что собственно программирование с развитием компьютеризации становится уделом профессионалов, а основные усилия школы должны быть направлены на формирование навыков опытного пользователя. Он должен быть хорошо осведомлен о тех возможностях, которые предоставляет ему техника, и уметь их реализовывать.
Такое же разделение наблюдалось и на родительском собрании, состоявшемся в школе, где я преподаю. «Компьютерщики» выражали недовольство примитивностью задач по информатике (программирование), а представители других профессий — большим вниманием к последнему в ущерб развитию пользовательских навыков.
Учебный план содержит в настоящее время уроки информатики практически для всех учащихся. Это, однако, вовсе не означает, что большинство школьников имеет представления о возможностях и способах применения компьютера вне связи с программированием. Возникает психологический барьер, сущность которого формулируется в суждениях по типу:
— это очень сложно;
— у меня нет компьютера;
— зачем это нужно обычному человеку.
Первое мнение широко распространено там, где преподавание информатики ориентировано всецело на программирование, второе — часто выражает позицию «простого человека». Та же позиция характерна и для третьего высказывания: предполагается, что компьютер должен быть использован для игр и поиска «внешкольной» информации (музыка, спорт, знакомства).
Преодолеть указанный порочный стереотип восприятия можно на уроках истории. Когда учащиеся обнаруживают, сколь эффектный вид приобретает их работа, выполненная на компьютере, то у них неизбежно возникает желание улучшить ее, доработать, подобрать дополнительный материал; совсем другим становится и чувство удовлетворения достигнутым результатом.
Дети, увлекающиеся электронными технологиями, получают возможность применить свои навыки и знания на практике, продемонстрировать их публично, добиваясь успеха в новых условиях.
Кроме того, их авторитет повышается, когда они выступают в роли «наставников» для своих менее подготовленных одноклассников.
К сожалению, кабинет истории, оснащенный компьютерами в таком количестве, чтобы одна машина приходилась, по крайней мере, на двух учеников, остается пока почти не осуществимой мечтой. Поэтому более реальным является использование компьютеров в ходе проектной деятельности.
По отношению к ней всех учащихся можно условно разделить на три категории:
— тех, кто с компьютером на «ты»;
— имеющих определенные пользовательские навыки;
— начинающих.
В связи с тем, что развитие компьютерных навыков происходит не только на школьных уроках, а порой — в основном в домашних условиях, дистанция между определенными выше слоями, как правило, достаточно велика в рамках любой учебной группы. Большую роль играют здесь материальные возможности родителей по обеспечению их чад домашним компьютером и технические возможности этих машин. Персональный компьютер — все-таки вещь личного пользования: свободный доступ к нему может быть определяющей составляющей в подготовленности владельца или совладельца.
В соответствии с такой стратификацией разделяются как методы учебной деятельности, так и образовательные задачи, которые может ставить перед собой учитель.
Для начинающих пользователей наиболее целесообразно использование компьютера при оформлении их творческих работ и рефератов по истории. К сожалению, тот, кто плохо владеет такой техникой, отдает предпочтение способам традиционным (писать от руки или печатать на машинке).
Поэтому приходится выставлять в качестве обязательного требование представлять работы только в электронном виде. Безусловно, такие условия можно жестко ставить только тогда, когда школа обеспечивает детям широкий доступ к компьютерам. Наиболее эффективна здесь договоренность с преподавателями информатики, которые организуют такую работу в кабинете ОИЭВТ после уроков. Еще лучше — иметь компьютеры (хотя бы один) в кабинете истории, распределив время пользования ими среди авторов тех или иных проектов.
Процесс развития навыков компьютерного пользователя можно условно разделить на три стадии. Начинать работу следует с того уровня, который наиболее адекватен уже имеющимся у школьника знаниям и умениям.
Стадия А
Это стартовый уровень для тех, кто совсем или почти совсем не умеет пользоваться компьютером. На нем происходит освоение работы с текстовым процессором.
В ходе работы над текстами своих рефератов по истории дети создают материалы и переносят их на электронные носители. При этом они овладевают следующими навыками:
— компьютерный набор текста (навыки «печатания» на компьютере);
— автоматические проверка и исправление синтаксиса и орфографии;
— работа со шрифтами, совмещенная с логическим структурированием текста;
— окончательное оформление структурированного текста;
— создание таблиц в текстовом редакторе и работа с ними;
— последующее редактирование текста (вставка фрагментов, их перестановка, стилистические и иные исправления);
— сохранение созданных материалов, и, что особенно важно, создание четкой системы файлов, облегчающей их поиск и идентификацию.
Необходимо, чтобы школьники поняли: компьютер — не печатная машинка «с памятью»: он обладает принципиально иными возможностями создания, хранения, обработки и передачи информации.
Стадия В
Теперь можно продолжить работу с созданным на стадии «А» текстом, но уже на другом уровне. Здесь подключаются учащиеся, уже имеющие определенные навыки работы с текстовым редактором.
На стадии «В» текст реферата пополняется изобразительным рядом. Учащиеся овладевают следующими навыками:
— создание таблиц, построение диаграмм и графиков с помощью EXEL; конвертирование таблиц WORD в таблицы EXEL;
— вставка в текст файлов изображения;
— вставка в текст объектов WORDART;
— вставка в реферат звуковых эффектов и видеообъектов;
— сканирование;
— простейшие операции в Photoshop;
— преобразование сканированного текста в файл WORD с помощью программы Finereader;
— поиск материалов в Интернете, «скачивание» их и использование в дальнейшей работе;
— применение электронной почты.
Стадия С
На этом этапе школьники вновь оформляют результаты своей работы, но уже не в текстовом редакторе. Например, завершающим этапом может стать оформление работы в технологии PowerPoint (со вставкой звука и анимации).
Для опытных пользователей и детей, увлекающихся программированием, более может быть рекомендована работа по созданию сайтов, анимации, сложные операции с различными графическими редакторами.
В проектной деятельности в одной творческой группе объединяются учащихся с разным уровнем компьютерной грамотности. Обязанности внутри группы распределяются так, чтобы в ходе работы каждый мог совершенствовать уже имеющиеся у него умения и освоить новые операции. Для выполнения индивидуальных заданий каждый должен несколько повысить свою квалификацию. Одни занимаются подбором и обработкой текстовой информации, другие — статистической, третьи — фото и видео, четвертые монтируют весь материал в единый комплекс.
В такой ситуации помимо компьютерных навыков формируются и развиваются способности к групповой работе, парное взаимодействие, начатки менеджмента, коммуникативные умения. Если в ходе работы над проектом применяется еще и иностранный язык, то использование компьютера способствует закреплению знаний по орфографии и грамматике.
В ходе командной проектной работы очень важно распределение ролей и обязанностей соответственно возможностям учащихся. Целесообразно иметь одного главного координатора проекта, а остальных разбить на минигруппы по творческим задачам. Каждая из таких групп должна иметь своего лидера и четко представлять круг обязанностей каждого своего члена.
Так, в проекте «Проблемы уходящего тысячелетия», осуществленном московской гимназией № 1567 совместно со школой города Слингер (штат Висконсин, США), участники были разделены на три основные команды (см. таблицу).
Кроме того, в ходе проекта дети объединялись во временные смешанные группы для проведения дебатов. Капитаны каждой «команды дебатов» выбирались из тех, кто не занимал ранее «руководящих» постов. В ходе проведения дебатов осваивались и отрабатывались такие навыки, как использование редактора Word, сканирование, работа с Finereader, поиск и получение материалов в Интернете, корреспонденция при помощи электронной почты, перевод на иностранный язык.
Так как проект проводился совместно с американской школой, каждая группа имела с американской стороны партнеров с аналогичными обязанностями. Работа выполнялась сообща, а контакты осуществлялись через электронную почту и ICQ. Рабочим языком проекта был английский. Отражением хода и результатов проекта стал созданный сайт.
Командная работа позволяет проявить себя ребятам с совершенно разными уровнями компьютерной грамотности: опытные пользователи выступают в качестве наставников. Окончательные результаты командной работы гораздо более значимы и репрезентативны, нежели индивидуальные достижения, что способствует росту положительной мотивации у всех ее участников.