Тема «Информационные технологии на
уроках истории» была выделена организаторами
конференции преподавателей истории не случайно.
Использование компьютеров – область, в которой
учителя-гуманитарии традиционно отстают от
своих учеников. Тем более важным представляется
опыт тех наших коллег, которые это отставание
ликвидировали и активно ищут способы поставить
новые технологии на службу образованию, в том
числе и историческому. Среди них – Ольга
Александровна Греф, учитель московской школы №
1239. Мы публикуем тезисы ее доклада, а
заинтересованные читатели смогут в полном
объеме познакомиться с итогами конспективно
описанной работы по указанным в тексте
электронным адресам.
Современные методы в современном преподавании
Ольга ГРЕФ
Создание Web-сайтов как форма
исследовательской деятельности учащихся
Одной из основных задач любого
учителя является мотивировать ребенка в его
занятиях. Учитель истории, соответственно,
прилагает усилия к тому, чтобы мотивировать
ребенка к занятиям историей. Эта задача в X—XI
классах осложняется концентрической системой
построения курса, принятой в большинстве школ.
Концентрический принцип предполагает
достаточно беглое изучение всех исторических
периодов, что затрудняет формирование у учащихся
интереса как к каждому из этих временных
отрезков, так и к истории вообще.
Чтобы исправить положение, мы
прибегаем к помощи так называемых проектов,
написание которых является обязательным для
учащихся X гуманитарного класса. Проект сам по
себе предоставляет возможность самостоятельно
исследовать наиболее интересующие ребенка
период, тему и проблему, и, следовательно, не
только углубить свои знания по конкретному
вопросу, но и выработать свою точку зрения.
Одной из предложенных форм проектной
деятельности является создание Web-сайтов.
Осуществление двух таких проектов, над которыми
ведется работа в этом году, доказывают, на наш
взгляд, продуктивность реализуемого подхода,
необходимость его продолжительного
использования и дальнейшего развития. Проекты
посвящены:
— Елизавете I Английской
(www.user.cityline.ru/~olik2000
)
— эпохе Возрождения
(http://renaisance.narod.ru).
Устойчивая заинтересованность,
которую проявляют ученики в нашем случае,
объясняется несколькими причинами:
- Предложение создать Web-сайт
само по себе необычно, а все необычное —
привлекательно. Особенно ярко проявляется
закономерность у детей школьного
возраста.Работа с компьютером, без которого
немыслимо создание сайта, также стимулирует
активность современных старшеклассников.
- Создание сайта предполагает
использование Web-дизайна, что связано не только с
проявлением творческих способностей ребенка, но
и с привлечением знаний из соответствующих
дисциплин, и, в свою очередь, служит стимулом для
их изучения.
- Web-сайт открыт для посещения:
ученик изначально ориентируется на то, что его
проект будет доступен широкому кругу
пользователей. Такая открытость результатов
безусловно дополнительно стимулирует
исследование. Появляется повышенная
ответственность и за исторические сведения на
сайте, и за его (сайта) оформление.
- Таким же стимулом является и
«гостевая книга», где отзывы, присылаемые на
сайт, отражают мнение самых разных людей и во
многом становятся оценочными.
- Использование Интернета в
проектах (и это касается не только
проектов-сайтов) значительно увеличивает
информационное поле. Интернет позволяет
просмотреть не только широкий круг материалов,
существующих в сети, но и выбрать среди них
наиболее информативные. Кроме того, статьи и
монографии на иностранных языках, в большинстве
своем ученикам труднодоступные, могут быть
обнаружены в электронном виде. Школьникам, таким
образом, предоставляется новая возможность
находить иноязычную информацию. Это не только
расширяет круг источников и литературы, но и
формирует качественно новые умения, связанные с
иностранными языками (в основном речь идет об
английском).
- Создание Web-сайта в качестве
проекта часто видится намного более
продуктивным, чем работа над проектом обычным:
помимо обязательного списка использованной
литературы, ученики составляют список
«родственных» сайтов. Использование гиперссылок
открывает новые возможности для представления
материала. Их реализация открывает новые пути
оформления текстов, стимулирует учеников к
расширенному поиску дополнительной информации,
существенно повышает информативность сведений,
поступающих в распоряжение пользователей сайта.