изучение повседневности на уроках истории

Светлана ТИХОНОВА

Статья опубликована при поддержке интернет – портала geyko.su. В жизни каждого человека может случиться ситуация, из которой не найти выхода без качественной юридической помощи. Но далеко не каждый хочет обращаться в незнакомое юридическое агентство. И тогда следует обратится к человеку с именем и заслугами. Именно таким и является адвокат Гейко Павел Петрович. Консультации и решения по любым вопросам, будь то нарушение авторских прав или трудовые споры, именно это вы найдете на официальном сайте www.geyko.su

Антропологический подход к истории
через изучение повседневности

Светлана Вячеславовна Тихонова, преподаватель истории колледжа из города Владимира, известна как научный руководитель ряда ученических исследований, получивших высокую оценку на различных конкурсах.
В процессе работы над темой «История семьи» ею были сделаны интересные наблюдения, которыми она поделилась с участниками конференции.
В своем выступлении г-жа Тихонова обратилась не к конкретным методам и технологиям, но к тем основаниям, которые делают изучение повседневной жизни прошлых поколений важным для образовательного процесса в средней школе.

Современные учащиеся более склонны воспринимать макроисторию, которая, как правило, преподносится на уроках структурированно, условно разделенная на отдельные сферы (экономическая, политическая, социальная, культурная).
При этом может пропасть целостность восприятия эпохи. Традиционный путь познания истории для школьников — дедуктивный: от макроистории к микроистории, позволяющий выявлять общие закономерности на региональном уровне. И, тем не менее, даже при таком подходе, история государства отрывается от личности, от семьи, от конкретного места. В этом разрыве пропадает представление человека о своей причастности к истории страны и народа. Отдельный человек становится незначимым объектом приложения господствующих сил. Но ведь каждый человек — это событие, и его надо уметь увидеть.
В последние годы в России всё большую популярность приобретает антропологический подход к истории, который предполагает ее «максимальное наполнение “человеческим содержанием”». Сегодня научный поиск всё более поворачивается от «обстоятельств к человеку»: речь идет о переносе центра тяжести с исследования событий на исследование человека в этих «событиях» и «структурах».

Так кто же является для наших детей «человеком в истории»?
Обратившись с таким вопросом к своим ученикам, я была приятно удивлена, так как они выделили не только государственных деятелей или ярких исторических персонажей, в силу тех или иных обстоятельств им запомнившихся. В этот ряд также попали люди из истории «малой» — родственники и знакомые. В этом — поистине открытие для ребенка, который смог разрушить привычные стереотипы и, через непосредственное общение с этими людьми, соприкосновение с семейными реликвиями (это могут быть личные вещи, дневники, письма и т.д.), приблизился к истории, нашел в ней человека.
Постижение истории в данных случаях осуществляется несколько иным путем, нежели обычный: через изучение повседневности. Имеются различные варианты определения последнего понятия.

Повседневность — это:

  • то, что повторяется изо дня в день
  • сфера социальной практики отдельной личности, семьи, иной малой группы людей
  • быт (вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение). Именно по манере поведения, по житейским стереотипам, узнаем мы «своего» или «чужого», человека той или иной эпохи, той или иной нации (характеристика Ю.Лотмана)

На мой взгляд, здесь более важным является другой фактор: определение субъекта истории.
Героем повседневной истории для юных исследователей может быть как современник, так и представитель предшествующего поколения. Ребенок открывает для себя этого человека через изучение его быта, которое помогает ему понять не только конкретную личность, но и жизнь эпохи.
Такой метод целесообразно использовать в процессе преподавания (урочная и внеурочная деятельность). При изучении отдельных тем истории России XX века в IX и XI классах возможно обращение к жизненному опыту родителей, других родственников, старших современников (в данном случае интерес будут представлять не только воспоминания о тех или иных событиях, но и восприятие их, его изменения).

Что же дает история повседневности для изучения истории не как науки, а как учебного предмета?
В образовательном плане изучение повседневной жизни помогает адекватно воспринять исторический процесс, в какой-то мере разрушить привычные стереотипы.
При этом важно, что материал не представлен учащимся в готовом виде, а «добыт» и обработан ими самостоятельно. Таким образом меняется отношение к знаниям: из вещи, «купленной в магазине» (причем чаще — на чужие деньги), они превращаются в «сделанное собственными руками», приобретают новую ценность.
Не менее ценна и дидактическая сторона: создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри», он способен ее прочувствовать, «сопережить». История в глазах детей оживает, становится ближе и доступнее. Всё это дает колоссальный «выброс» эмоций, способствующий формированию положительной мотивации к изучению предмета, к исследованию.
При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность, и отсюда реально и заинтересованно подойти к изучению событий государственного масштаба.
История государства в этом случае не отдаляется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека, в том числе и собственная значимость.

Интерес к повседневной истории, пробудившийся у школьников в процессе сбора материала при подготовке к урокам, возможно развить и во внеурочной деятельности. В последние годы у участников нашей историко-краеведческой лаборатории наибольший интерес вызывают темы по истории своего рода, связанные с обработкой материалов семейного архива. Сегодня это направление в работе с детьми не только популярно, но и очень актуально. Анализируя различные типы источников (фотодокументы, письменные — официальные и неофициальные, вещественные, устные), юные исследователи не только открывают неизвестные страницы семейной истории, что позволяет им ощутить себя частичкой рода, но в то же время сталкиваются с различными проблемами.
Вещественные источники (орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда), изъятые из исторического контекста, мертвы. Задача исследователя состоит в том, чтобы заставить их заговорить. Для этого необходимо реконструировать эпоху, воссоздать «историю повседневности».

Другая проблема заключается в том, что в нашей стране почти не сохранилась традиция формирования семейных архивов, комплексов семейных реликвий.
Не буду касаться генезиса такой ситуации, но отмечу, что она остается вполне разрешимой, если учесть, что уничтожено далеко не всё. Важно лишь научить школьников не просто «считывать» информацию с текста, но и понимать то, что осталось между строк или стоит за ними.
Особым типом источников для исследований такого рода являются устные рассказы, представляющие не меньшую (часто — бульшую) ценность, чем письменные.
Огромнейший пласт информации не зафиксирован в уцелевших или доступных документах: повседневный быт всегда воспринимался как нечто само собой разумеющееся, малозначительное, а потому — не заслуживающее внимания и описания.
Но остается естественный свидетель этого комплекса сведений — память личности, и, если сейчас эти воспоминания не записать, то они просто уйдут вместе с людьми старшего поколения, не оставив заслуженного следа в истории.

Основная задача устной истории как метода исторического исследования: «подслушать то, что изучаемое общество не сумело или не позаботилось о себе рассказать» (А.Я.Гуревич).
Если же воспоминания современников документально зафиксировать, что облегчается использованием современных технических средств, то можно с полной уверенностью смотреть в будущее, для которого проделана важная и нужная работа.
Сохраненная информация еще сослужит свою службу грядущим поколениям историков и их читателей.
«Люди и их воспоминания становятся документом, историей». Необыкновенно увлекателен и сам процесс такого исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяющий услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль «хранителя традиции», «спасителя информации», первооткрывателя.

Изучение повседневности — это попытка найти другой, свой вход в историю, не менее ценный, чем «парадный вестибюль» учебника или монографии. Недаром альпинисты, чтобы ощутить значимость своей деятельности, изыскивают всё новые маршруты для восхождения на уже покоренные вершины, а в математике высоко ценятся новые способы решения старых задач.
Разумеется, достижения школьников можно оценивать критически, рассуждая об «открытии велосипеда», но, помимо конечного результата (который часто весьма значим), существуют еще и непреходящие ценности, освоенные в процессе его получения.

TopList