изучение повседневной жизни

Михаил ГОЛЬДЕНБЕРГ

Интервью как метод активизации
познавательной деятельности

при изучении отечественной истории 1960—1980 гг.

Для ученого педагога очень важно не порывать связей со средней школой.
Этот тезис нашел свое подтверждение в выступлении Михаила Леонидовича Гольденберга, преподавателя Карельского института повышения квалификации учителей. Признавшись, что «не может представить своего бытия без урока», коллега развернул перед слушателями красочную картину работы, которая проводится в Петрозаводске по сбору и анализу исторической информации.
Живая и увлекательная манера изложения вызвала одобрение и заинтересованность аудитории. Думается, что описанная докладчиком система школьных интервью заслуживает внимания всех, кто заинтересован в формировании у школьников творческих навыков и в улучшении их семейного микроклимата.

Изучение указанного периода в школьном курсе отечественной истории имеет ряд отличительных особенностей, делающих его уникальным. Если мы будем исходить из установки формирования исторического сознания, то оно, несомненно, включает трансляцию исторического опыта.
Для недавнего прошлого нам предоставляется бесценная возможность непосредственного общения с теми, кто этим самым опытом обладает — родителями, бабушками, дедушками, старшими современниками вообще.
Задача учителя — организовать ситуацию общения таким образом, чтобы добиться максимального учебного эффекта и, одновременно, получить ряд ценных свидетельств о прошлом, пригодных для использования как в школе, так и в научной практике.
Наиболее удачными формами такой организации являются, как показывает опыт, интервью и различные формы опросов, в чем следует убедить учащихся. Действительно, указанные методы сбора информации являются важным средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей в то сложное время, которое принято называть теперь «эпохой застоя».
В ряду достоинств применения опросов — широта охвата разнообразнейших сфер социальной практики. Вряд ли существуют такие проблемы, о которых, пользуясь социологическими методами, ученик не мог бы получить важные сведения при обращении к представителям старшего поколения.
Но сбором информации дело ограничиваться не должно. Необходимо показать ученикам, что информация, полученная от респондентов, с течением времени «преломилась» (исказилась, дополнилась).
К ней надо относится как к любому историческому источнику — критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Следует исследовать возможные отклонения от истины, связанные с особенностями отражения социальной практики в сознании людей, а также качество (направление) и количество (размер) таких смещений. При всей кажущейся легкости и действительной — вплоть до противоречивости — сложности, метод интервью дает возможность общения людей разных эпох и поколений, столь необходимую при изучении исторического опыта на уроках истории.
Определение тематики интервью обычно зависит от конкретной проблемы, которую следует изучить в соответствии с программными установками курса.
Например: «Участие в общественно-политической жизни»; «Социально-экономические проблемы периода застоя”»; «Культура и искусство в брежневские времена», «Спорт и политика в советском обществе» и т.д.
Учащиеся отмечают полезность этой работы, хотя и сталкиваются порой с серьезными трудностями социально-психологического общения. Случается, что взрослые не хотят отвечать на вопросы детей, боятся утратить авторитет, проявляют нервозность, не понимают смысла вопросов, подозревают какие-то подвохи.
Важно, чтобы учитель основательно проинструктировал интервьюеров, предвидя будущие ситуации опроса, выделяя в них типические проблемы и приемы их преодоления. Необходимо учесть психологические и возрастные особенности респондента, его социальный статус и образовательный уровень.
Например, в интервью, где выяснялись социальные вопросы недавнего прошлого, результаты, полученные учащимися новой школы в «спальном микрорайоне», отличались от данных, которые добыли их сверстники в центре г. Петрозаводска, не говоря уже о школьниках из «глубинки» Карелии (они занимались этой работой в Республиканской школьной академии).
Успех и результативность часто зависят от качества вопросов. Практика показывает, что чаще всего работу по их формулированию стоит проводить заранее и под руководством учителя. Важно, чтобы они были корректными, разнообразными, доступными, конкретными.
Часто советуют «разогреть» собеседника предварительным разговором или, как это принято называть в социологии, свободным интервью, где можно определить его индивидуальные особенности.
Затем, постепенно фокусируется главная тема.
Аналитическая часть работы с собранной информацией может иногда проходить непосредственно на уроке, чаще — в проблемных лабораториях.
Здесь ученики могут — и небезуспешно — на время превратиться в политологов, экономистов, социологов, культурологов и т.д.
Для анализа социологических опросов желательно, чтобы анкет было не менее 100. Это достигается тем, что один ученик может опросить 5—6 человек, а также использованием анкет из параллельных классов.
Полученные «экспериментальным путем» данные важно корреспондировать с текстом учебника, статистическими материалами из справочников разного времени издания.
Такой метод позволяет учащимся прочувствовать основные противоречия исследуемого периода, прикоснуться к тем сторонам жизни людей, которые ныне либо забыты, либо выглядят совершенно иначе.
Например, почти все опрошенные активно занимались общественной работой, были «охвачены» системой политучебы, выписывали одни и те же газеты, помнят одни и те же политические передачи по ТВ, радио. Но в то же время большая часть их слушала «вражеские» радиоголоса, имела магнитофонные записи В.Высоцкого, А.Галича и других бардов. Многие читали «Архипелаг ГУЛАГ» А.И.Солженицына и другую запрещенную литературу, обсуждали острые проблемы (в основном только с «проверенными» друзьями) и т.д.
Ученики с интересом отмечают, что респонденты хорошо помнят большое количество политических деятелей этого периода, причем как отечественных, так и зарубежных. Здесь прослеживается, с одной стороны, их хорошая политическая информированность, а с другой стороны это можно трактовать и как чрезмерную политизированность общества в условиях массированной пропаганды.
При изучении экономических процессов анализ интервью показывает, что в эти годы началось усиленное потребление: покупались электробытовые приборы, мебель, одежда, транспортные средства и т.п.
Об этом свидетельствует хорошая сохранность в памяти опрашиваемых информации о первых приобретенных семьей холодильнике, пылесосе, телевизоре, мебельном гарнитуре и пр.
Еще лучше запоминается решение «жилищного вопроса» — получение квартир, обмены.
Бытовые воспоминания часто сопровождаются изобразительным рядом и вещественными свидетельствами: фотографиями, грамотами, знаками, альбомами, газетами и журналами тех лет.
Некоторые отцы признаются теперь не без гордости, что были «стилягами», слушали музыку на «ребрах», то есть самодельные записи на пленках от рентгена, ходили в турпоходы с целью неформального общения.
В процессе интервьюирования и анализа его результатов ученики понимают, что исторический опыт часто совсем рядом, но важно его не упустить. Многие жаловались, что расспросить теперь уже некого, так как дедушки и бабушки умерли.
Особым успехом пользовались интервью на аудиокассетах, которые будут храниться в семье как часть архива. Аудиоинтервью высветили ряд новых проблем.
Во-первых, это добровольное (необязательное, факультативное) задание выполняют обычно 30—40% учеников. Оказалось, что уровень общения родителей и учеников в домашней исторической среде невысок. Некоторым родителям просто нет времени передавать исторический опыт своим детям, они не привыкли общаться в таком ключе, порой встречают задание с недоумением.
Во-вторых, сами дети иногда не могут толково расспросить родителей, часто слышно по записи, что вопросы, составленные в классе, они просто читают, не умея создать атмосферу творческого общения. Иногда прослеживалась микрофонофобия.
Аудиозапись — это тоже исторический источник, требующий критики и анализа. Например, многие родители утверждают, что читали в годы застоя «самиздат» и «тамиздат». Ученики же, работая над экспертными заключениями по текстам, пришли к выводу, что они путают эту эпоху с концом 1980-х гг.
Аудиоинтервью прослушиваются в классе только с согласия ученика.
Сам я сортирую отрывки из интервью по темам: субботники, демонстрации, праздники, повседневность и т.д. В аудиотексте особую роль (как и в любом документе) играют даты. Важно установить, почему родители помнят точную дату покупки холодильника, мебели, стиральной машины, джинсов и других дефицитных товаров?
Ответ позволяет понять глубинные процессы в экономике той эпохи. Количественные методы применяются, скажем, когда нужно подсчитать сколько раз респондент употребил слово «обязать» (однокоренные, синонимы): «Меня обязывали», «Явка была обязательной», «Мне были обязаны дать».
Уже перестает быть редкостью видеокамера, при помощи которой можно получить интервью-видеофильмы.
На все виды текстов ученики, как уже упоминалось, писали экспертные заключения, которые составлялись по определенной памятке, разработанной преподавателем и совершенствуемой в процессе работы.
Автор на собственном опыте убедился в важности и перспективности описанного вида деятельности.
Ученик-интервюьер превращается в исследователя, сотрудника учителя на уроке, получает навыки научной работы, изучает историю в активной позициии, обретая к ней качественно новый интерес.

TopList