новые методы в преподавании истории
Кирилл МИТРОФАНОВ
Ирина УКОЛОВА
К вопросу о деятельностном содержании
исторического образования
Статья опубликована при поддержке Бюро переводов «Дружба Народов». Любой человек сталкивался с ситуацией, когда ему было необходимо произвести перевод какого либо текста или документа с или на иностранный язык. Но что делать если вы бизнесмен и это деловое письмо или справка о несудимости? Тогда бюро переводов «Дружба Народов» это что вам нужно. Посетите официальный сайт бюро www.druzhbanarodov.com.ua и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.
Даже система оценки знаний учеников подчас
вызывает серьезные — вплоть до скандалов —
разногласия.
Тем более сложно определять уровень умений и
навыков, приобретаемых школьником в процессе
обучения, без чего вряд ли возможно оценить и
работу преподавателя.
Своими соображениями по данному вопросу с
участниками конференции поделились заведующий
кафедрой методики преподавания истории МГПУ
Кирилл Германович Митрофанов и его сотрудница
Ирина Евгеньевна Уколова, преподающая также
историю в НОУ «Интеграция XXI век».
Выработанные ими критерии оценок учебной
деятельности школьников будут интересны как
методистам, так и учителям, хотя допускают в
применении некоторую субъективность и не всегда
конкретизированы.
Для современных разработок содержания
исторического образования важным и
дискуссионным остается вопрос описания
адекватных предмету способов и форм
деятельности, в которых происходит освоение
учениками исторического материала. Современная
тенденция практически безграничного расширения
информационного поля, множественности систем
интерпретации и оценок прошлого, с особой силой
проявляющаяся в области истории, определяет
необходимость смещения целей исторического
образования от усвоения, запоминания
фактической истории к обучению способам
обработки, структурирования, анализа, критики
исторической информации.
Представляется, что специфика истории как
учебного предмета заключается не столько в
материале, с каким приходится иметь дело ребенку,
сколько в тех мыслительных операциях и способах
работы, каким он обучается, работая с
историческим материалом.
Наиболее остро вопрос о пересмотре целей и
способов оценки результатов обучения встает в
тех образовательных учреждениях, где
сознательно отказываются от традиционного
репродуктивного образования и ищут новые
образовательные ориентиры, адекватные реалиям
сегодняшнего и завтрашнего дня.
Так в негосударственном образовательном
учреждении «Интеграция XXI век» было
принято решение об участии в эксперименте,
имеющем цель: вступление в систему
Международного бакалавриата.
Первоочередная задача этого года – ввести
методику критериального оценивания учеников
VI—VIII классов по всем основным предметам. Не
вдаваясь в подробности выстраиваемой системы,
отметим, что она подразумевает активизацию
разнообразных межпредметных связей, отмену
традиционных отметок и введение вместо них
«рубежных» контрольных. Критерии оценки этих
работ вырабатываются совместно с учениками, и
эта деятельность становится в определенной мере
диагностической целью обучения.
В традициях критериального оценивания цель
образования строится в виде ожидаемого
верифицированного результата. Таким образом,
формулирование целей может быть осуществлено
через описание и конкретизацию желаемых
результатов обучения, представленных в виде
степеней достижения желаемого (идеального)
результата. Такие показатели мы, вслед за
иностранными специалистами, называем
дескрипторами.
Результаты исторического образования в средней
школе могут быть явлены, по крайней мере, в трех
формах:
— устной индивидуальной;
— групповой (чаще устной, но возможны варианты и
письменных групповых результатов);
— письменной индивидуальной.
Эти формы адекватны основным социальным ролям,
которые могут осваивать ученики в процессе
исторического образования:
— рассказчик историй;
— участник коллективного действия,
определяющего (примеривающего) позиции по
отношению к историческим событиям;
— исследователь, аналитик, «пишущий» историю.
Исходя из этих форм (ролей) обозначены три
основных критерия достижений ученика в
предметной области «История».
ИСТОРИЯ
VI—VIII классы
КРИТЕРИЙ А
Ориентация в контексте исторической
информации
(знание и понимание)
Уровень 0
Уровень 1—2
Дескриптор (критерий, определяющий уровень):
ученик может описать изученные факты и явления,
но лишь частично использует при этом
исторические термины, даты, имена (отсутствие
конкретности исторического знания).
Уровень 3—4
Дескриптор: ученик использует основные
компоненты приобретенных им знаний для описания
и характеристики факта, явления, персонажа.
Может установить основные причинно-следственные
связи между изученными феноменами.
Умеет переносить историческую информацию из
одной знаковой системы в другую. Способен по ряду
однородных фактов установить историческую
закономерность.
Уровень 5—6
Дескриптор: ученик понимает, как были
получены известные ему исторические сведения.
Умеет установить как основные
причинно-следственные связи между изученными
феноменами, так и связи между явлениями,
процессами и персонажами различных исторических
курсов (всемирная и отечественная история,
история средневековья и современности и пр.).
Понимает значение сложных исторических
терминов.
Способен по ряду неоднородных фактов и явлений
установить историческую закономерность.
КРИТЕРИЙ В
Овладение культурными формами
работы историка (умения)
Направления обучения:
- деятельность по освоению
исторической информации (поиск, типологизация,
классификация, историческая реконструкция);
- презентация результатов
деятельности в устной (доклад, лекция с
использованием аудиовизуальных средств и пр.) и
письменной (эссе, реферат, историческое
сочинение, художественное произведение,
историографический обзор, проект, путешествие,
исследование и пр.) форме.
Уровень 0
Уровень 1—2
Дескриптор: ученик способен выполнить
задание по полученному образцу и в соответствии
с предложенной инструкцией.
Демонстрирует начальные представления о жанрах
письменных работ по истории.
Уровень 3—4
Дескриптор: ученик способен увидеть и
предложить некоторые пути решения поставленной
задачи.
Различает типы носителей исторической
информации, понимает пределы и относительность
исторических сведений, содержащихся в каждом из
них.
Понимает специфику жанров письменных работ по
истории.
Может представить результат своей деятельности
в формах, адекватных заданному.
Уровень 5—6
Дескриптор: ученик умеет самостоятельно
ставить цель и планировать свою деятельность по
выполнению задания.
Способен освоить и преобразовать историческую
информацию, извлеченную из источников различных
типов и уровней сложности.
Может представить результат своей деятельности
в формах, пригодных для широкого публичного
ознакомления
КРИТЕРИЙ С
Коммуникация в учебном диалоге
и позиционирование
Формы обучения:
- групповая работа (диспут,
дискуссия);
- ролевая игра.
Уровень 0
Дескриптор: ученик не участвует в игре, не
вступает в учебный диалог без объяснения причин.
Уровень 1—2
Дескриптор: ученик способен
присоединиться к чужой позиции либо
эмоционально поддержать чужую роль. Умеет
пассивно выслушать чужие аргументы.
Уровень 3—4
Дескриптор: ученик способен «подыграть»
партнеру.
Ученик способен сформулировать собственную
позицию, осознать сущность поведения в
предложенной роли, но затрудняется в
аргументации (количестве доводов, их
разнообразии и глубине).
Уровень 5—6
Дескриптор: ученик может «активно»
выслушать оппонента, способствуя развитию его
позиции, или привести оппонента к логическому
тупику.
Ученик способен сформулировать собственную
позицию (либо осознанно играть роль), активно ее
отстаивать и развивать в ходе учебного диалога.
Может в течение определенного времени
поддерживать темп совместной деятельности,
брать на себя ответственность за командный
результат.
Следующим шагом в развитии этой модели
оценивания результатов исторического
образования должно стать подробное описание
сути, структуры и специфики работы с конкретными
«культурными» для предмета формами «упаковки»
исторического материала. В этом случае
представленные критерии будут расширены и
усложнены. |