новые методы в преподавании истории

Кирилл МИТРОФАНОВ
Ирина УКОЛОВА

К вопросу о деятельностном содержании
исторического образования

Статья опубликована при поддержке Бюро переводов «Дружба Народов». Любой человек сталкивался с ситуацией, когда ему было необходимо произвести перевод какого либо текста или документа с или на иностранный язык. Но что делать если вы бизнесмен и это деловое письмо или справка о несудимости? Тогда бюро переводов «Дружба Народов» это что вам нужно. Посетите официальный сайт бюро www.druzhbanarodov.com.ua и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Даже система оценки знаний учеников подчас вызывает серьезные — вплоть до скандалов — разногласия.
Тем более сложно определять уровень умений и навыков, приобретаемых школьником в процессе обучения, без чего вряд ли возможно оценить и работу преподавателя.
Своими соображениями по данному вопросу с участниками конференции поделились заведующий кафедрой методики преподавания истории МГПУ Кирилл Германович Митрофанов и его сотрудница Ирина Евгеньевна Уколова, преподающая также историю в НОУ «Интеграция XXI век».
Выработанные ими критерии оценок учебной деятельности школьников будут интересны как методистам, так и учителям, хотя допускают в применении некоторую субъективность и не всегда конкретизированы.

Для современных разработок содержания исторического образования важным и дискуссионным остается вопрос описания адекватных предмету способов и форм деятельности, в которых происходит освоение учениками исторического материала. Современная тенденция практически безграничного расширения информационного поля, множественности систем интерпретации и оценок прошлого, с особой силой проявляющаяся в области истории, определяет необходимость смещения целей исторического образования от усвоения, запоминания фактической истории к обучению способам обработки, структурирования, анализа, критики исторической информации.
Представляется, что специфика истории как учебного предмета заключается не столько в материале, с каким приходится иметь дело ребенку, сколько в тех мыслительных операциях и способах работы, каким он обучается, работая с историческим материалом.
Наиболее остро вопрос о пересмотре целей и способов оценки результатов обучения встает в тех образовательных учреждениях, где сознательно отказываются от традиционного репродуктивного образования и ищут новые образовательные ориентиры, адекватные реалиям сегодняшнего и завтрашнего дня.
Так в негосударственном образовательном учреждении «Интеграция XXI век» было принято решение об участии в эксперименте, имеющем цель: вступление в систему Международного бакалавриата.
Первоочередная задача этого года – ввести методику критериального оценивания учеников VI—VIII классов по всем основным предметам. Не вдаваясь в подробности выстраиваемой системы, отметим, что она подразумевает активизацию разнообразных межпредметных связей, отмену традиционных отметок и введение вместо них «рубежных» контрольных. Критерии оценки этих работ вырабатываются совместно с учениками, и эта деятельность становится в определенной мере диагностической целью обучения.
В традициях критериального оценивания цель образования строится в виде ожидаемого верифицированного результата. Таким образом, формулирование целей может быть осуществлено через описание и конкретизацию желаемых результатов обучения, представленных в виде степеней достижения желаемого (идеального) результата. Такие показатели мы, вслед за иностранными специалистами, называем дескрипторами.
Результаты исторического образования в средней школе могут быть явлены, по крайней мере, в трех формах:
— устной индивидуальной;
— групповой (чаще устной, но возможны варианты и письменных групповых результатов);
— письменной индивидуальной.
Эти формы адекватны основным социальным ролям, которые могут осваивать ученики в процессе исторического образования:
— рассказчик историй;
— участник коллективного действия, определяющего (примеривающего) позиции по отношению к историческим событиям;
— исследователь, аналитик, «пишущий» историю.
Исходя из этих форм (ролей) обозначены три основных критерия достижений ученика в предметной области «История».

ИСТОРИЯ
VI—VIII классы

КРИТЕРИЙ А

Ориентация в контексте исторической информации
(знание и понимание)

Уровень 0

Уровень 1—2

Дескриптор (критерий, определяющий уровень): ученик может описать изученные факты и явления, но лишь частично использует при этом исторические термины, даты, имена (отсутствие конкретности исторического знания).

Уровень 3—4

Дескриптор: ученик использует основные компоненты приобретенных им знаний для описания и характеристики факта, явления, персонажа.
Может установить основные причинно-следственные связи между изученными феноменами.
Умеет переносить историческую информацию из одной знаковой системы в другую. Способен по ряду однородных фактов установить историческую закономерность.

Уровень 5—6

Дескриптор: ученик понимает, как были получены известные ему исторические сведения.
Умеет установить как основные причинно-следственные связи между изученными феноменами, так и связи между явлениями, процессами и персонажами различных исторических курсов (всемирная и отечественная история, история средневековья и современности и пр.).
Понимает значение сложных исторических терминов.
Способен по ряду неоднородных фактов и явлений установить историческую закономерность.

КРИТЕРИЙ В

Овладение культурными формами
работы историка (умения)

Направления обучения:

  • деятельность по освоению исторической информации (поиск, типологизация, классификация, историческая реконструкция);
  • презентация результатов деятельности в устной (доклад, лекция с использованием аудиовизуальных средств и пр.) и письменной (эссе, реферат, историческое сочинение, художественное произведение, историографический обзор, проект, путешествие, исследование и пр.) форме.

Уровень 0

Уровень 1—2

Дескриптор: ученик способен выполнить задание по полученному образцу и в соответствии с предложенной инструкцией.
Демонстрирует начальные представления о жанрах письменных работ по истории.

Уровень 3—4

Дескриптор: ученик способен увидеть и предложить некоторые пути решения поставленной задачи.
Различает типы носителей исторической информации, понимает пределы и относительность исторических сведений, содержащихся в каждом из них.
Понимает специфику жанров письменных работ по истории.
Может представить результат своей деятельности в формах, адекватных заданному.

Уровень 5—6

Дескриптор: ученик умеет самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению задания.
Способен освоить и преобразовать историческую информацию, извлеченную из источников различных типов и уровней сложности.
Может представить результат своей деятельности в формах, пригодных для широкого публичного ознакомления

КРИТЕРИЙ С

Коммуникация в учебном диалоге
и позиционирование

Формы обучения:

  • групповая работа (диспут, дискуссия);
  • ролевая игра.

Уровень 0

Дескриптор: ученик не участвует в игре, не вступает в учебный диалог без объяснения причин.

Уровень 1—2

Дескриптор: ученик способен присоединиться к чужой позиции либо эмоционально поддержать чужую роль. Умеет пассивно выслушать чужие аргументы.

Уровень 3—4

Дескриптор: ученик способен «подыграть» партнеру.
Ученик способен сформулировать собственную позицию, осознать сущность поведения в предложенной роли, но затрудняется в аргументации (количестве доводов, их разнообразии и глубине).

Уровень 5—6

Дескриптор: ученик может «активно» выслушать оппонента, способствуя развитию его позиции, или привести оппонента к логическому тупику.
Ученик способен сформулировать собственную позицию (либо осознанно играть роль), активно ее отстаивать и развивать в ходе учебного диалога.
Может в течение определенного времени поддерживать темп совместной деятельности, брать на себя ответственность за командный результат.
Следующим шагом в развитии этой модели оценивания результатов исторического образования должно стать подробное описание сути, структуры и специфики работы с конкретными «культурными» для предмета формами «упаковки» исторического материала. В этом случае представленные критерии будут расширены и усложнены.

TopList