Этруски

В Санта Севере около Рима археологи обнаружили два этрусских храма над морем. Эта исключительная по ценности находка была сделана в 1957—1964 гг.: до тех пор об этрусках судили в основном по их гробницам. Находка датировалась примерно 500 г. до н.э. Были найдены три тонкие золотые пластинки с надписями на пунийском и этрусском языках:
«Этот вотив [посвящение, дар] и эти храмовые дары Госпоже Юноне-Астарте, сооружены. Правящий государством Тефарий Велиана во время обряда вбивания гвоздя подарил их для этого святилища и храмовой пристройки по божественному определению. И вот три года как в октябре при погребении <...> божества... Что касается статуй в этом храме, то их годы, как звезды».
Пирги был портом близлежащего города Кишра (современный Керветери); царь Тефарий (Тиберий) решил почтить карфагенскую богиню. Посвящение храмов состоялось вскоре после неудачного набега этрусков на Кумы в Неаполитанском заливе — возможно, вскоре после восстания Рима против власти этрусков.
Этруски процветали в Тоскане и Умбрии с 700 по 100 гг. до н.э. Они считали себя пришельцами из Малой Азии. Их алфавит, заимствованный у греков, читается легко, но язык до сих пор полностью не дешифрован.
В VI в. у этрусков возникли торговые города-государства — по образцу греческих. Погребальные камеры обычно украшены превосходными, стилизованными яркими фресками, на которых часто изображается пир мертвых.
То немногое, что нам известно об этрусках, почерпнуто либо из выводов археологов, либо из позднейших (и очень недружественных) рассказов римлян, которые любили изображать этрусков обжорами, развратниками и религиозными фанатиками.
Делались многочисленные попытки заинтересовать европейскую публику этрускологией. Особенный стимул к этому появился в 1828—1836 гг., когда были открыты погребения в Вульчи, Цере и Тарквинии, которые в то время находились в Папской области.
Отношение к этрускам остается несколько романтическим. Медичи, организовавший первые исследования в этой области, возводил свой род к этрускам. Джошуа Веджвуд назвал свое керамическое произведение «Этрурия», не зная, что модный в то время этрусский стиль был греческого, а не этрусского происхождения. Тайной этрусков был заворожен Проспер Мериме.
Д.Х.Лоуренс писал: «То, что [этруски] делали в те столетия, было так же естественно, как дыхание. Этрускам в высшей степени свойственны легкость, естественность и жизнелюбие … а смерть была лишь естественным продолжением полноты жизни».

TopList