Пасха
Пасха — главный христианский праздник,
посвященный Воскресению Христа. Пасхе, как
известно, предшествует сорокадневный Великий
пост и следующая за ним Страстная седмица,
которая начинается Вербным воскресением.
Страстная седмица достигает кульминации в
Страстную пятницу, в страшный час Распятия, и
заканчивается бесконечной радостью,
напоминающей о том, что на третий день Гроб был
найден пустым.
В европейских языках слово Пасха называется
одним из вариантов латинского Pascha, которое в
свою очередь восходит к древнееврейскому pesach
(дословно — переход [из Египта]). В немецком,
однако, Пасха называется Ostern, словом, которое,
как и англ. Easter, восходит к имени германской
богини весны Eostro (Ostara). Из этих названий
следует, что христиане приурочили свой главный
праздник к торжествам по случаю возрождения
жизни после зимы. Они также переняли и символизм
иудейской Пасхи, и распятый Господь стал
Пасхальным агнцем.
Помимо различий в наименованиях праздника были
также разногласия по поводу времени его
проведения. Первохристиане, следуя практике
празднования еврейской Пасхи, считали, что Пасха
приходится на четырнадцатый день фазы Луны после
весеннего равноденствия. В 325 г. на Никейском
соборе постановили праздновать Пасху в первое
воскресенье после полнолуния, следующего за
весенним равноденствием.
Но вопрос все-таки еще не был решен окончательно,
поскольку существовало несколько
астрономических циклов, по которым
рассчитывались солнечные и лунные месяцы.
Между греческой и латинской Церквями возникли
разногласия, разногласия возникли также и внутри
латинской Церкви. В 387 г. Пасха праздновалась в
Галлии 21 марта, в Италии — 18 апреля, а в Египте — 25
апреля. Попытки последующий стандартизации
имели успех лишь отчасти. У православных и
католиков Пасха не совпадала.
Поскольку же Пасха — переходящий праздник, то и
все другие переходящие праздники отсчитывались
от нее: от Пятидесятницы до Вознесения.
Вот уже в течение двух тысячелетий христианский
мир на Пасху наполняется гимнами и песнопениями,
прославляющими победу Христа над смертью. Для
нехристиан эти гимны звучат угрожающе. Для
верных же они стали выражением глубочайшего
смысла их существования.
В древности пели гимны IV в.: «Aurora Lucis rutilat» («День
приходит с золотым светом»), «Finita iam sunt proelia» («Вот
конец борьбы») или «Victimae Paschali Laudes». Самые
знаменитые пасхальные песнопения, включая «Pange
lingua gloriosi proelium certaminis» («Воспой, мой язык, славную
победу»), сочинил Венанций Фортунат (ок. 530—610 гг.),
бывший одно время епископом Пуатье.
Лучший греческий пасхальный гимн «Anastaseos Imera»
(«День Воскресения»), сочинил Иоанн Дамаскин (ок.
675—749 гг.). Немцы поют «Jesus lebt!» («Иисус жив»)
Фурхтеготта Геллерта; французы — «A Toi la gloire, O
resuscite!»; поляки — «Chrystus zmartwychstan jest»; греки «Hristos
Anesti!»
В англоговорящем мире поют «Христос Господь
воскрес сегодня» на слова Чарльза Весли:
Напрасны Камень, стража,
печать;
Христос испепелил врата ада.
Напрасно смерть запрещает Ему восстать.
Христос открыл Рай.
Снова жив наш Славный Царь;
Где, о смерть, твое жало?
Некогда Он умер, чтобы спасти наши души;
Где, гроб, твоя победа? Аллилуйя. |
|