Катакомбы
Вера в воскресение из мертвых придавала особый
смысл ритуалу погребения в общинах
первохристиан. В двух милях за римскими стенами
Аврелия, рядом с Аппиевой дорогой, находится
район, где христиане хоронили почивших — в
подземных галереях. Со времени обнаружения этих
катакомб в XVI в. установлены сорок два
погребения.
Катакомбы — сложное переплетение туннелей на
пяти-шести уровнях, соединяющих множество камер
и ниш (собственно могил). Самые древние
погребения, такие, как гробница Флавии Домициллы,
жены консула 95 г., относятся к концу I в., но
большинство захоронений сделаны во время
гонений на христиан в III в.
В катакомбах никогда не жили, но — при
христианских уже правителях — они стали
излюбленным местом встреч, где проводились
празднования и строились часовни в память
святых. Большинство надписей было сделано именно
в это время.
Например, в катакомбе Претекста имеется надпись,
связанная с одним из пострадавших дьяконов папы
Сикста, св. Януарием, который был арестован
вместе с Сикстом 6 августа 258 г.
Самый большой комплекс — катакомбы святого
Каллиста — был сооружен бывшим рабом, который
стал папой в 217—222 гг. Здесь имелась папская
комната (в ней погребения совершались до папы
Мелхиада, умершего в 314 г.), крипта святой
Цецилии и крипта Таинств, где сохранилась
настенная живопись исключительной ценности.
Катакомбные росписи были насыщены
символическими мотивами (изображения голубя,
якоря, дельфина, рыбака, Доброго Пастыря).
В V в. катакомбы были разграблены готами и
вандалами, вот почему многие реликвии были
перенесены в городские церкви; поскольку же
второе пришествие, по всей видимости,
откладывалось, то постепенно стали отказываться
от погребения в подземельях. Христиане
продолжали однако посещать лишь немногие места в
катакомбах.
У катакомбы святого Василия находится церковь,
которая связана с самой знаменитой христианской
легендой Рима. Спасаясь от гонений на Аппиевой
дороге, апостол Петр встретил Христа и спросил
Его: «Domine, quo vadis?» («Камо грядеши, Господи?»).
Христос ответил: «Иду в Рим снова пострадать».
Петр повернул назад и стяжал мученический венец.
Три из сорока двух катакомб еврейские. |