Пифагор, пряности и быки

Пифагор (расцвет деятельности около 530 г. до н.э.) изрек две широкоизвестные максимы: «Всё в мире — числа» и «Есть бобы так же преступно, как есть головы родителей».
Изучающие истоки современного научного знания занимаются его математикой. Но те, кто занят особенностями греческого мышления, изучают его гастрономические идеи.
Подобно отцам-пилигримам позднейших времен (первым английским колонистам, поселившимся в Северной Америке в 1620 г.), Пифагор был религиозным диссидентом. Он покинул свой родной остров Самос, чтобы основать колонию сектантов в Великой Греции. Там он обрел свободу приложения своих религиозных теорий — в том числе к еде, к питанию.
Главная посылка проистекала из понятия метемпсихоза, переселения душ, которое связывает всякого родившегося или умершего человека с другим человеком или с животным. Вот почему мыслитель был принципиальным противником обычая приносить животных в жертву, и
утверждал, что аромат нагретых трав и пряностей больше приличествует богам, чем смрад сжигаемого жира.
Но если пряности связывали с Небом, то бобы связывали с Адом. Кормовые бобы, безузлые побеги которых упорно пробивались к свету, считались «лестницей человеческих душ» на их пути из загробного мира. Разросшиеся в закрытом горшке бобы представляли собой отвратительное зрелище, в котором угадывались очертания самых невозможных вещей.
Сходные табу распространялись и на потребление благородного мяса, в особенности говядины. Такие животные, как свиньи и козы, которые паслись вокруг и наносили ущерб природе, считались вредными и потому пригодными в пищу. Другие — овцы, дававшие шерсть, или работящие волы — самые верные помощники человека — почитались полезными и потому непригодными в пищу. Суставы неблагородного мяса можно было есть при необходимости, но запрещалось потреблять жизненно важные органы — сердце или мозги.
По мнению Аристоксена из Тарента, питание должно состоять из ячменя, вина, фруктов, дикого просвирника, асфоделя, пшеничного хлеба, сырых и вареных овощей, приправ и — в отдельных случаях — молочного поросенка или барашка. Однажды вол, спасенный Пифагором с бобового поля, получил пожизненную пенсию — право кормиться ячменем в местном храме Геры.
Когда ученик Пифагора, Эмпедокл из Агригента, выиграл в состязаниях на колесницах в Олимпии в 496 г. до н.э., он отказался совершить обычное в таких случаях жертвоприношение быка. Вместо того он сжег изображение быка из масла и пряностей, приветствуя богов в облаке фимиама и мирра.
Пифагорейцы считали питание важнейшим среди вопросов этики. «Пока люди убивают животных, — говорил их учитель, — они не перестанут убивать друг друга».

TopList