Пифагор, пряности и быки
Пифагор (расцвет деятельности около 530 г. до н.э.)
изрек две широкоизвестные максимы: «Всё в мире —
числа» и «Есть бобы так же преступно, как есть
головы родителей».
Изучающие истоки современного научного знания
занимаются его математикой. Но те, кто занят
особенностями греческого мышления, изучают его
гастрономические идеи.
Подобно отцам-пилигримам позднейших времен
(первым английским колонистам, поселившимся в
Северной Америке в 1620 г.), Пифагор был религиозным
диссидентом. Он покинул свой родной остров Самос,
чтобы основать колонию сектантов в Великой
Греции. Там он обрел свободу приложения своих
религиозных теорий — в том числе к еде, к питанию.
Главная посылка проистекала из понятия метемпсихоза,
переселения душ, которое связывает всякого
родившегося или умершего человека с другим
человеком или с животным. Вот почему мыслитель
был принципиальным противником обычая приносить
животных в жертву, и
утверждал, что аромат нагретых трав и пряностей
больше приличествует богам, чем смрад сжигаемого
жира.
Но если пряности связывали с Небом, то бобы
связывали с Адом. Кормовые бобы, безузлые побеги
которых упорно пробивались к свету, считались
«лестницей человеческих душ» на их пути из
загробного мира. Разросшиеся в закрытом горшке
бобы представляли собой отвратительное зрелище,
в котором угадывались очертания самых
невозможных вещей.
Сходные табу распространялись и на потребление
благородного мяса, в особенности говядины. Такие
животные, как свиньи и козы, которые паслись
вокруг и наносили ущерб природе, считались
вредными и потому пригодными в пищу. Другие —
овцы, дававшие шерсть, или работящие волы — самые
верные помощники человека — почитались
полезными и потому непригодными в пищу. Суставы
неблагородного мяса можно было есть при
необходимости, но запрещалось потреблять
жизненно важные органы — сердце или мозги.
По мнению Аристоксена из Тарента, питание должно
состоять из ячменя, вина, фруктов, дикого
просвирника, асфоделя, пшеничного хлеба, сырых и
вареных овощей, приправ и — в отдельных случаях
— молочного поросенка или барашка. Однажды вол,
спасенный Пифагором с бобового поля, получил
пожизненную пенсию — право кормиться ячменем в
местном храме Геры.
Когда ученик Пифагора, Эмпедокл из Агригента,
выиграл в состязаниях на колесницах в Олимпии в
496 г. до н.э., он отказался совершить обычное в
таких случаях жертвоприношение быка. Вместо того
он сжег изображение быка из масла и пряностей,
приветствуя богов в облаке фимиама и мирра.
Пифагорейцы считали питание важнейшим среди
вопросов этики. «Пока люди убивают животных, —
говорил их учитель, — они не перестанут убивать
друг друга». |