Атлеты
Игры атлетов были важной частью жизни греков.
Каждый уважающий себя город имел стадион.
Панэллинские игры в Олимпии были всего лишь
самыми престижными из сотни других подобных им
празднеств.
Всеобщая любовь к атлетике и к богам-патронам
этих игр была источником чувства культурной
общности обитателей политически разделенной
страны. Атлеты (только мужчины) обычно
состязались в десяти дисциплинах.
С VII в., когда один из участников состязаний
случайно потерял во время бега одежды,
соревнующиеся выступали обнаженными. Они были
привычны к тяжелым тренировкам и ждали за свои
выступления хорошего вознаграждения. Тариф
вознаграждений за победу на празднестве в
Афродисиаде в I в. дает нам представление о
статусе каждого вида соревнований:
бег на длинные дистанции — 750 динариев;
пятиборье — 500 динариев;
бег в доспехах — 500 динариев;
спринт (бег на 1 стадий) — 1250 динариев;
панкрацион — 3000 динариев;
борьба — 2000 динариев;
ходьба (на 2 стадия) — 1000 динариев;
бокс (кулачный бой) — 2000 динариев.
Стандартный стадий (длина стадиона) составлял
около 212 метров. Бегуны огибали шест на дальней от
места старта оконечности стадиона.
Пятиборье состояло из пяти видов соревнований:
прыжки в длину, метание диска, метание копья,
ходьба, борьба.
В панкрационе, своего рода вольной борьбе,
соревнующиеся стремились, как в дзюдо, любыми
средствами подавить противника.
Практиковались также метание в цель и состязания
на колесницах.
Атлеты и их родные города гордились победами на
олимпиадах. Особенно выделялась Спарта. Афины
выиграли Олимпиаду только четыре раза из 183
возможных. Самыми выдающимися были успехи Элиса
на Пелопоннессе — родины первого победителя (из
тех, о которых у нас имеются сведения), Коробуса.
Непревзойденным чемпионом был Милон Кротонский,
который одерживал победы в соревнованьях по
борьбе на пяти подряд Олимпиадах — с 536 по 520 гг.
до н.э. Победив в последний раз, он пронес на
плечах жертвенного быка по всему стадиону, а
потом уселся, чтобы съесть его.
Играм посвящены дошедшие до нас оды Пиндара:
Есть племя людей,
Есть племя богов,
Дыхание в нас — от единой матери,
Но сила нам отпущена разная;
Человек — ничто,
А медное небо — незыблемая обитель
Во веки веков.
Но нечто есть
Возносящее и нас до небожителей, —
Будь то мощный дух,
Будь то сила естества, —
Хоть и неведомо нам, до какой межи
Начертан путь наш дневной и ночной Роком. |
Дух этих спортивных игр сохранился и в
христианские времена. Апостол Павел, без
сомнения, был горячим болельщиком, если не
участником их: «Я бился в хорошей схватке, —
писал он, — я пробежал дистанцию. Я сохранил
веру» (2 Tим., 4: 7).
Последние Олимпийские игры были проведены в 389 и
393 гг. н.э. последним известным победителем (victor
ludorum) — в 385 г. — был армянин. Вопреки
распространенному мнению, мы не можем
утверждать, что император Феодосий I запретил эти
игры — нет свидетельств. Скорее, поскольку
христианское общественное мнение обратилось
против всяческих языческих культов, то стало
невозможным восстановить игры после вторжения в
Грецию вестготов в 395 г. Игры в Антиохии в Азии, не
прекращавшиеся до 530 г., были некоторой заменой
Олимпийским.
Олимпийские игры были возобновлены в Афинах 6—12
апреля 1896 г. после перерыва более чем в 1500 лет.
Инициатором и председателем-основателем
Международного олимпийского комитета был
французский спортсмен, барон Пьер де Кубертен
(1863—1937). В XX в. игры проводились регулярно каждые
четыре года в разных местах — за исключением
времени мировых войн.
С 1912 г. к играм допускаются женщины. В 1924 г. в
Шамоникс были организованы Зимние Олимпийские
игры. Примечательно, что первым победителем в
марафоне уже в новейшие времена (в 1896 г.) стал грек
Луис Спиридон. |