Херсонес
|
Важнейшие греческие колонии
|
Херсонес (Город полуострова) был основан
в 422—421 гг. до н.э. дорийскими колонистами из
Гераклеи Понтийской. Он стоит на мысе западного
побережья Таврического полуострова (современное
название Таврического полуострова — Крым —
восходит к турецкому слову kerim — крепость
— и отмечается не раньше XV в.).
Город располагался в 3 км от центра современного
Севастополя и был одной из двух десятков
греческих колоний на северном побережье
Евксинского понта.
В основном это были колонии Милета — Ольвия (Счастливая),
Пантикапей на Киммерийском Босфоре (Керченский
пролив), Танаис на Дону, Фанагория и другие.
Основание Херсонеса почти совпадает с
посещением Геродотом соседней Ольвии. Геродот
первым из историков оставил описания скифских и
таврических народов, населявших Понтийские
степи.
Подобно соседям, херсонесцы жили торговлей с
континентальными племенами, а также морскими
перевозками пшеницы, вина, шкур и соленой рыбы.
Население Херсонеса составляло примерно 20 000
человек. Все эти люди обитали в городе с типичной
сеткой прямых каменных улиц, которые
дополнялись, как обычно, агорой, акрополем,
театром и портом (см.: Rostovtzeff M. Iranians and Greeks in South
Russia. Oxford, 1922).
Из греческих колоний только Херсонес смог
пережить все перипетии последующих 1700 лет, когда
там последовательно сменяли друг друга греки,
сарматы, римляне и византийцы. После
первоначального периода, когда Херсонес был
одиночным форпостом греков, во II в. до н.э. он был
поглощен растущим Босфорским царством, с центром
в близлежащем Пантикапее. Царство, колоссальное
богатство которого произросло из торговли
зерном, в особенности с Афинами, затем было
захвачено нахлынувшими из степей
иранцами-сарматами, чья способность
ассимилироваться обусловила новый блестящий
синтез.
Херсонесские ювелиры, работавшие по заказу
скифских вождей, создали самые изумительные
украшения античного мира. Правившая в Боспорском
царстве Спартокидская (негреческая по
происхождению) династия со временем прибегла к
протекции Митридата VI Евпатора, царя Понтийского
(сюжет ранней оперы Моцарта «Митридат, царь
Понтийский»). Митридат умер в Пантикапее в 63 г. до
н.э. (акрополь в Керчи до сих пор называется Горой
Митридата). В то время в городе утверждается
римский гарнизон, но он еще два столетия не
обеспечивал в полной мере императорской власти.
Несмотря на последующие вторжения готов, гуннов
и хазар, в позднеримский (ранневизантийский)
период в Херсонесе было построено около
пятидесяти христианских церквей. В одной из них в
988 или 991 г. князь Владимир Киевский вступил в
мраморный бассейн баптистерия, чтобы перед
женитьбой на сестре византийского императора
принять крещение. К этому времени власть хазар
ослабла, и византийцы смогли сделать Херсонес
центром фемы (см.: Obolensky D. Crimea and the North before 1204 //
Archeoin Pontou. 1978. 35).
Город полуострова пал в 1299 г. под натиском
татаро-монголов, которые хотели превратить Крым
в свою страну. Херсонес уже не увидел ни
Оттоманского нашествия в XV в., ни завоевания
Крыма русскими в 1783 г.
В 1829 г. начались раскопки в Херсонесе. Они были
особенно активными перед первой мировой войной,
а в 1920-х гг. были возобновлены Советской
археологической комиссией.
При царе русские искали в основном свидетельства
крещения Святого Владимира. В 1891 г. была
воздвигнута громадная купольная церковь, теперь
покосившаяся; но место крещения киевского князя
было определено ошибочно. Советские археологи
искали предметы материальной культуры
рабовладельческого общества.
Те, кто теперь владеет классическими местами
Черноморья, полны исторической гордости. Морской
порт Севастополь был заложен рядом с развалинами
Херсонеса и получил подходящее имя: Город славы.
Таврический дворец в Санкт-Петербурге,
построенный для покорителя Крыма князя
Потемкина, положил начало русскому
классическому стилю.
После нападения англичан и французов в 1854—1856 гг.
и героической защиты русскими Крымское
побережье стало излюбленным курортом, местом
дворцов царских сановников, а затем и советских
боссов.
В 1941—1942 гг. после второй героической обороны
Севастополя Крым был ненадолго оккупирован
нацистами, Готский проект которых
предусматривал передачу Крыма немецким
колонистам.
В 1954 г. в связи с трехсотлетием другого (не менее
сомнительного, чем крещение князя Владимира)
события советское правительство в Москве
презентовало Крым Украине. Этот дар, задуманный
как символический, должен был
продемонстрировать нерушимую связь Крыма и
Украины с Россией. Однако после распада СССР этот
акт привел к прямо противоположным результатам.
В августе 1991 г. последний генеральный секретарь
удерживался в Форосе, где он отдыхал в то время на
вилле (недалеко от Севастополя). Тогда неудачный
государственный переворот положил конец эре
Советов (см.: Ascherson N. Black Sea. London, 1995).
Сейчас практически исчезло огромное
разнообразие национального состава населения
Крыма. Древние тавры и тавроскифы давно уже
забыты. Крымские готы удерживали свою
материковую крепость Мангуп до 1475 г. Татары были
депортированы Сталиным в 1942 г. (см.: Conquest R. The
Nation Killers: The Soviet Deportation of Nationalities. London, 1970).
Понтийские греки дожили до депортации 1949 г.
Немногочисленные евреи, спасшиеся от нацистов,
уехали в Израиль в восьмидесятых годах. Русские и
украинцы остались в абсолютном большинстве.
В 1992 г. домочадцы бывших советских военных из
Севастополя, которые загорали вместе с туристами
на каменистом пляже у поваленных колонн
разрушенного Херсонеса, могли с тревогой
наблюдать за возвращением татар, за претензиями
украинцев на Черноморский флот и за требованиями
русских предоставить Крымской республике
автономию. Никакое другое место не могло более
напоминать о скоропреходящей славе...
Массалия
|
Экзекий
Килик из Вульчи.
Около 540 г. до н.э. |
Город Массалия (Марсель) был основан ок. 600 г.
до н.э. греками из Фокейской Малой Азии. По
легенде, их предводитель Фотий вошел на галере в
гавань как раз тогда, когда предводитель
местного племени лигуров совершал обряд
обручения своей любимой дочери. Когда девушке
предложили протянуть обручальную чашу одному из
собравшихся воинов, она протянула ее прекрасному
греку. Так было положено начало одной из
богатейших и быстро развивавшихся греческих
колоний.
Окруженная высокими утесами белого камня и
охраняемая расположенным недалеко от берега
островом, изумительная гавань древней Массалии
служит крупным центром торговой и культурной
жизни уже более 2500 лет.
Правила там торговая олигархия. Великий совет
из пожизненно избиравшихся 600 граждан, назначал Совет
пятнадцати, а тот, в свою очередь, формировал
исполнительную власть.
Торговые и исследовательские экспедиции
массилиотов охватывали обширные пространства.
Массалиоты господствовали на море от Луны в
Тоскане до юга Иберии и основали торговые точки в
Никее (Нице), Антиполиче (Антибе), Роде (Арле) и
далеком Эмпорие. Все эти поселения посвящены
богине-хранительнице Артемиде Эфесской.
Морякам не был страшен даже океан за
Геркулесовыми Столбами. Говорят, они доплывали
до Исландии на севере и до земель современного
Сенегала на юге. Один отважный массалиот, Пифей, в
IV в. проплыл вдоль северных берегов Европы, в том
числе вдоль Железных островов (так Геродот
называл Британию). Утраченное «Обозрение земли»
Пифея было известно Страбону и Полибию.
Соперничая с финикийцами и карфагенянами,
Массалия часто обращалась за помощью к Риму. Но
однажды жители города ощутили, что услуги
сильного соседа редко бывают бескорыстными. В 125
г. до н.э., когда массалиоты попросили военной
помощи против галлов, римские легионы захватили
всю страну и учредили здесь провинцию
Трансальпийская Галлия (Прованс). Возникло
триязычное сообщество, где говорили по-гречески,
по-латински и по-кельтски.
В последующем жизнь города была зеркальным
отражением политических перемен в
Средиземноморье — власть арабов, византийцев,
генуэзцев и — с 1481 г. — французов.
Процветание Марселя началось в XIX в. — с
оформлением французских интересов в Леванте.
Экспедиция Наполеона в Египет и строительство
Суэцкого канала де Лессепсом — вот ключевые
эпизоды этого процесса.
Современный Марсель, как и древняя Массалия,
зависит от моря. На смену Старому порту, который
обрел бессмертие в трилогии Марселя Паньоля,
пришел громадный Порт Отоном. Но смятение чувств,
в которое повергает персонажей трилогии, Фанни и
Мариуса, вид приплывающих и отплывающих
кораблей, будет воспроизводиться вечно:
Фанни. А ты, Мариус, ты не любишь меня?
Мариус. Я уже говорил тебе, Фанни, я не могу
жениться на тебе.
Фанни. О, я понимаю, это одна из тех ужасных
женщин из старого города... Скажи же мне, Мариус...
Мариус. Нет, я не доверяю никому, кроме тебя. Я
как раз хотел сказать тебе, Фанни, я хочу уехать (Pagnol
M. Marius. Paris, 1946).
С высокой террасы Нотр Дам де ла Гард (на месте
греческого храма) можно увидеть, как внизу
скользят в гавань корабли — подобно галере
Фотия. Или, вообразив себя графом Монте Кристо из
замка Ив или Мариусом, можно помечтать о том,
чтобы бежать из города морем (см.: Bonillo J.-L.
Marseiile: ville et port. Marseille, 1992). |