Черная Афина
В изучении классического мира нет, пожалуй,
более спорного вопроса, чем вопрос о Черной
Афине. Традиционалисты считают эту гипотезу
блажью, хотя некоторые думают, что она
заслуживает внимания.
Критически настроенные исследователи
утверждают, что изучение античности оформилось
под влиянием занятых только собой европейцев
(XVIII—XIX вв.), так что культурное влияние
Ближнего Востока на цивилизации Греции и Рима
систематически игнорируется. Задача, которую
ставят перед собой такого рода критики, —
«ослабить культурное высокомерие европейцев» —
представляется нам плодотворной, способствующей
дальнейшим размышлениям.
Апологеты такого подхода предлагают возводить
греческую цивилизацию к египетской, а последнюю
— к «африканской по преимуществу» культурной
общности. Это построение зиждется, однако, на
шатком основании.
Вклад коптского языка в словарь греческого — в
лучшем случае маргинальный. Цвет кожи фараонов
на фресках в царских усыпальницах гораздо
светлее, чем цвет кожи их преимущественно
негроидных слуг. Мужчины в Египте были
загорелыми, но женщины бледными. И из 31 династии
только Нубийская (VII в. до н.э.) может быть названа
черной. Скептик заподозрит, что в науку проникли
требования политкорректности.
В таком случае, возможно, необходимо еще раз
заявить очевидное: если пойти достаточно далеко,
то окажется, что корни европейцев и европейской
цивилизации, без сомнения, лежат далеко за
пределами Европы. Вопрос в том, как далеко, до
какой исходной точки должны идти те, кто
занимается праисторией? |