Уважаемые
читатели! С Новым годом и Рождеством Христовым!Счет лет издавна завораживал человечество, наивно увлеченное линейной моделью собственного развития. От золотого века к серебряному, затем к какому-нибудь забронзовевшему или железному — и так далее, до изобретения периодической системы элементов. Всё это достаточно элементарно; периоды, эпохи, этапы, дышащие друг другу в затылки, рано или поздно сбиваются в толпу — и уже не различить ни лиц, ни ликов, ни личин. Приходится прибегать к анализу — порой безо всяких надежд на синтез. Чем-то вроде этого и занимаются историки, историософы, социологи — и все прочие, рискующие выискивать в хаосе сменяющихся дат тенденции, традиции, восходящие и ниспадающие линии, спирали, круги. Такая геометрия иногда слегка приближает нас к пониманию былого — но чаще всего наиболее стройные, выверенные и красивые теории упираются в факты (или в их отсутствие). Тут-то на помощь и приходит хронология: раз уж не удается выстроить неуязвимую теорию, в рамках которой причины плавно переливаются в следствия, а идеи — в свершения, можно просто описать всё подряд — от основания Города, от первой Олимпиады, от любой иной мифологизированной или реальной даты. Есть, впрочем, и иной путь: выхватывать из виртуального потока истории яркие эпизоды, черты, вылавливать то, что кажется фактами, — и складывать мозаику, пусть далеко не идеальную, но небезынтересную. По такому пути пошел британский ученый Норман Дэвис; фрагмент его книги мы воспроизводим в этом номере. Публикуется глава, посвященная Древней Элладе; рассказывая о делах античных, историк умело вытягивает из древности нити, ведущие в последующие века, — в те столетия, которые мы числим уже в христианской эре. Н.Дэвис лишний раз убеждает нас: даже сменив систему летосчисления, даже отмерив пару десятков веков от Рождества Христова, мы всё равно ощущаем связь с теми цивилизациями, которые расставляли во времени и пространстве совсем иные вехи. |