Цели урока:
— обобщить знания учащихся об
изменениях культуры и быта русского общества при
Петре I;
— проверить и оценить усвоение материала на
предшествующих занятиях;
— привить некоторые навыки анализа реакций
социума на реформы, проводимые правительством.
Оборудование урока:
— плакат с цитатами из книги
«Юности честное зерцало, или Показание к
житейскому обхождению»;
— предметы быта первой четверти XVIII в. (их
изображения);
— игровые задания (на отдельных листах бумаги
или на доске).
Время проведения занятия — два академических часа.
1. Вступительное слово учителя
Темой урока станет вопрос о культурно-бытовых преобразованиях Петра Великого, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в жизнь современную.
Нам придется решить: полезны или вредны были эти изменения, приемлема ли была форма их внедрения.
Наш урок пройдет в форме игры. Об этом стоит сказать отдельно.
Далее учитель объявляет условия игры:
1. Весь класс разбивается на команды — по три играющих в каждой.
2. Каждая команда по очереди получает задания.
3. Задания представляют собой вопросы-тесты.
4. Отвечают на вопросы все три члена команды: по одному игроку на вопрос.
5. Если играющий сразу дает правильный ответ, то он и его команда получают 5 баллов.
6. Если верного ответа нет, то на вопрос отвечает второй участник из данной команды. Справившись с заданием, он получает сам и приносит своей команде 4 очка.
7. В случае неудачи второго игрока вступает третий. За правильный ответ ему записывают 3 балла. Столько же прибавляется к счету команды.
8. На каждый ответ участинику игры дается десять секунд.
9. В конце игры подводятся итоги. Определяются лучшая команда и лучший участник.
2. Основная часть урока — игра
Задания для первой команды.
№ 1. Перед Вами бородовой знак. При Петре I он давался тому, кто:
а) имел некрасивый подбородок,
который имел право скрывать;
б) уплатил деньги за право не бриться;
в) мог остаться при бороде в связи со своими
религиозными убеждениями;
г) сбрил бороду, но отрастил новую,
№ 2. Тот, кто носил бороду и не имел бородового знака (не принадлежа при этом к сословиям, представителям которых ношение бороды не возбранялось):
а) получал 5 копеек на
парикмахера;
б) был «бит кнутом нещадно»;
в) подлежал насильному отрезанию бороды;
г) подвергался церковному покаянию.
№ 3. Люди не хотели стричь бороду или бриться:
а) потому что без бороды
нельзя будет отличить русского от иностранца;
б) так как без бороды в России зимой можно
обморозить щеки и подбородок;
в) потому что не во что будет заплетать красивые
разноцветные шелковые ленточки;
г) так как Бог предопределил мужчине иметь бороду
и не дело менять Его предначертания.
Задания для второй команды.
№ 1. До Петра табак на Руси курили:
а) священники в специально
отведенных для этого местах;
б) иностранцы;
в) больные по назначению врача;
г) члены царской семьи.
№ 2. Сам Петр научился курить:
а) будучи в гостях в Немецкой
слободе;
б) у своего домашнего учителя Никиты Зотова;
в) у голландских моряков в Архангельске;
г) во время поездки с Великим посольством, в
Голландии.
№ 3. Царь хотел приучить своих подданых к табаку:
а) чтобы получать высокие
прибыли от своих табачных плантаций;
б) чтобы привлечь в страну иноземных купцов,
торгующих табаком;
в) с целью уменьшить население страны,
распространив легочные заболевания;
г) надеясь приблизить образ жизни русских к
европейскому.
Задания для третьей команды.
№ 1. Новогоднюю елку до Петра Великого на Руси:
а) ставили в домах, но не
наряжали;
б) не ставили вообще;
в) ставили в домах и наряжали на Пасху, причем
елка соответственно именовалась пасхальной;
г) ставили во дворе и наряжали на Новый год.
№ 2. Новый год в допетровскую эпоху отсчитывался:
а) от первого сентября;
б) с первого марта;
в) чаще — от первого сентября, реже — от
первого марта;
г) от праздника Рождества.
№ 3. При Петре был введен:
а) григорианский календарь
вместо юлианского;
б) лунный календарь вместо солнечного;
в) юлианский календарь вместо церковного
православного;
г) отрывной настенный вместо перекидного.
Задания для четвертой команды.
№ 1. В царствование Петра в России появились:
а) первые театральные
представления;
б) театральные представления как массовые
зрелища;
в) первые спектакли на русском языке;
г) театральные пьесы для членов царской семьи и
бояр.
№ 2. Билеты в театр назывались при Петре Первом...
а) талонами;
б) ярлыками;
в) бирками;
г) купонами.
№ 3. Первая театральная пьеса, представленная в России, называлась:
а) «Сказка о царе Салтане»;
б) «Пещное действо»;
в) «Смерть Иоанна Грозного»;
г) «Житие Василия Блаженного».
Задания для пятой команды.
№ 1. Многие на Руси считали царя Петра антихристом, т.е. воплощением дьявола, так как он:
а) был необычайно высокого
роста;
б) упразднил сан патриарха;
в) изменил жизненный уклад общества;
г) носил длинную одежду, скрывавшую хвост.
№ 2. Предтечей (предшественником) антихриста считали:
а) патриарха Никона, который
изменил правила богослужения;
б) Лжедмитрия I, тайно принявшего католичество;
в) Ивана Грозного — за феноменальную жестокость;
г) царя Алексея Михайловича — как отца Петра.
№ 3. Непримиримыми противниками новшеств, вводимых Петром, были:
а) его близкие родственники,
члены семьи;
б) Боярская дума (бояре, окольничие, думные
дворяне);
в) православное духовенство, белое и черное
(высшие иерархи, священники, монахи);
г) старообрядцы, не признававшие церковной
реформы патриарха Никона.
Задания для шестой команды.
№ 1. При Петре I на собрания (ассамблеи) должны были являться:
а) мужчины и женщины в
возрасте от 20 до 50 лет;
б) все приглашенные лица;
в) только лица дворянского происхождения;
г) имеющие чины согласно «Табели о рангах».
№ 2. На ассамблеях все мужчины были обязаны:
а) пить вино, курить,
танцевать;
б) курить, пить, читать стихи;
в) пить вино, курить или нюхать табак, танцевать;
г) нюхать табак, танцевать, приводить жен и
подруг.
№ 3. «Кубок Большого орла» на ассамблеях надо было:
а) вручить тому, кто больше
всех выпьет;
б) преподнести самой красивой женщине;
в) выпить тому, кто нарушит установленный
порядок;
г) поднимать только за здоровье императора.
Задания для седьмой команды.
№ 1. До эпохи Петра Великого газеты в России:
а) были только рукописными и
назывались «Куранты»;
б) выписывались исключительно из других стран;
в) не существовали вовсе;
г) печатались церковнославянским шрифтом только
для духовенства.
№ 2. Появившаяся при Петре газета называлась:
а) «Новости» и печаталась
сначала в Англии;
б) «Ведомости», печаталась в России и продавалась
всем желающим;
в) «Куранты», печаталась в России и
распространялась по подписке;
г) «Правда воли монаршей» и печатала только
распоряжения царя.
№ 3. С 1710 г. в повсеместное употребление вошел так называемый гражданский шрифт. При этом:
а) старый славянский шрифт был
запрещен к употреблению;
б) каждый издатель мог выбирать между старым и
новым шрифтом;
в) новым шрифтом печатали только
правительственные указы;
г) прежний славянский шрифт использовался только
при издании богослужебной литературы.
Задания для восьмой команды.
№ 1. Петр требовал ношения «немецкого платья». Так называлась одежда:
а) только привезенная из
Германии;
б) сшитая на западноевропейский манер;
в) любая заграничная;
г) созданная по образцам из немецких журналов
мод, на которые указал царь.
№ 2. При Петре I резко поднялся спрос на конский волос, который употреблялся:
а) для изготовления накладных
бород, которые можно было носить дома и снимать
на службе;
б) для украшения форменных шлемов гвардейской
кавалерии;
в) для набивки накладных плечей мужских пиджаков,
вошедших в моду;
г) для изготовления париков.
№ 3. Роброном назывался:
а) жесткий каркас женской
юбки;
б) высокий парадный кивер Преображенского полка;
в) мужской мундир для тяжелой физической работы;
г) робкий юноша.
Задания для девятой команды.
№ 1. В царствование Петра I было учреждено высшее учебное заведение. Оно называлось:
а) Навигацкая школа;
б) Славяно-греко-латинская академия;
в) Московский императорский университет;
г) Морская академия.
№ 2. Академия наук была создана:
а) Василием Голицыным на базе
Славяно-греко-латинской академии;
б) Петром I после Полтавского сражения;
в) в год после смерти Петра по утвержденному им
«Положению»;
г) Екатериной II в память о Петре I.
№ 3. Кунсткамерой (слово происходит от немецкого Kunst — искусство) назывался:
а) дом, где «каждый мастер
искусство свое показать может»;
б) первый в России государственный музей;
в) Голландский домик Петра Великого;
г) особняк Академии художеств.
Задания для десятой команды.
№ 1. Автором первого русского учебника по точным наукам, который назывался «Арифметика», был:
а) сам Петр I;
б) Александр Данилович Меншиков;
в) Леонтий Филиппович Магницкий;
г) Франц Лефорт.
№ 2. Первый русский экономический трактат был написан Иваном Тихоновичем Посошковым. Он назывался:
а) «Книга о скудости и
богатстве»;
б) «Домострой»;
в) «Капитал»;
г) «Книга кормчая».
№ 3. Политико-философское обоснование петровских реформ было дано в книге:
а) вице-канцлера Петра
Павловича Шафирова «Рассуждение о причинах
Свейской войны»;
б) Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей»;
в) французского философа-просветителя Мари
Франсуа Вольтера «История Петра Великого»;
г) русского ученого Василия Никитича Татищева
«История российская с древнейших времен».
3. Заключительная часть.
Учитель предлагает представителям каждой команды назвать по одному мероприятию Петра I, которое было, по их мнению, необходимым.
Затем другие представители команд называют мероприятия необязательные и ненужные (вредные). Таким образом высказываются все учащиеся. Если их выступления не встречают обоснованных возражений, то команды премируются дополнительно — одним баллом.
Далее учитель подводит итоги игры, называя победителей в личном и командном зачетах.