Леонид Шишкин

Культурно-бытовые
преобразования Петра Великого

урок-игра

Цели урока:

— обобщить знания учащихся об изменениях культуры и быта русского общества при Петре I;
— проверить и оценить усвоение материала на предшествующих занятиях;
— привить некоторые навыки анализа реакций социума на реформы, проводимые правительством.

Оборудование урока:

— плакат с цитатами из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»;
— предметы быта первой четверти XVIII в. (их изображения);
— игровые задания (на отдельных листах бумаги или на доске).

Время проведения занятия — два академических часа.

1. Вступительное слово учителя

Темой урока станет вопрос о культурно-бытовых преобразованиях Петра Великого, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в жизнь современную.

Нам придется решить: полезны или вредны были эти изменения, приемлема ли была форма их внедрения.

Наш урок пройдет в форме игры. Об этом стоит сказать отдельно.

Далее учитель объявляет условия игры:

1. Весь класс разбивается на команды — по три играющих в каждой.
2. Каждая команда по очереди получает задания.
3. Задания представляют собой вопросы-тесты.
4. Отвечают на вопросы все три члена команды: по одному игроку на вопрос.
5. Если играющий сразу дает правильный ответ, то он и его команда получают 5 баллов.
6. Если верного ответа нет, то на вопрос отвечает второй участник из данной команды. Справившись с заданием, он получает сам и приносит своей команде 4 очка.
7. В случае неудачи второго игрока вступает третий. За правильный ответ ему записывают 3 балла. Столько же прибавляется к счету команды.
8. На каждый ответ участинику игры дается десять секунд.
9. В конце игры подводятся итоги. Определяются лучшая команда и лучший участник.

2. Основная часть урока — игра

Задания для первой команды.

№ 1. Перед Вами бородовой знак. При Петре I он давался тому, кто:

а) имел некрасивый подбородок, который имел право скрывать;
б) уплатил деньги за право не бриться;
в) мог остаться при бороде в связи со своими религиозными убеждениями;
г) сбрил бороду, но отрастил новую,

№ 2. Тот, кто носил бороду и не имел бородового знака (не принадлежа при этом к сословиям, представителям которых ношение бороды не возбранялось):

а) получал 5 копеек на парикмахера;
б) был «бит кнутом нещадно»;
в) подлежал насильному отрезанию бороды;
г) подвергался церковному покаянию.

№ 3. Люди не хотели стричь бороду или бриться:

а) потому что без бороды нельзя будет отличить русского от иностранца;
б) так как без бороды в России зимой можно обморозить щеки и подбородок;
в) потому что не во что будет заплетать красивые разноцветные шелковые ленточки;
г) так как Бог предопределил мужчине иметь бороду и не дело менять Его предначертания.

Задания для второй команды.

№ 1. До Петра табак на Руси курили:

а) священники в специально отведенных для этого местах;
б) иностранцы;
в) больные по назначению врача;
г) члены царской семьи.

№ 2. Сам Петр научился курить:

а) будучи в гостях в Немецкой слободе;
б) у своего домашнего учителя Никиты Зотова;
в) у голландских моряков в Архангельске;
г) во время поездки с Великим посольством, в Голландии.

№ 3. Царь хотел приучить своих подданых к табаку:

а) чтобы получать высокие прибыли от своих табачных плантаций;
б) чтобы привлечь в страну иноземных купцов, торгующих табаком;
в) с целью уменьшить население страны, распространив легочные заболевания;
г) надеясь приблизить образ жизни русских к европейскому.

Задания для третьей команды.

№ 1. Новогоднюю елку до Петра Великого на Руси:

а) ставили в домах, но не наряжали;
б) не ставили вообще;
в) ставили в домах и наряжали на Пасху, причем елка соответственно именовалась пасхальной;
г) ставили во дворе и наряжали на Новый год.

№ 2. Новый год в допетровскую эпоху отсчитывался:

а) от первого сентября;
б) с первого марта;
в) чаще — от первого сентября, реже — от первого марта;
г) от праздника Рождества.

№ 3. При Петре был введен:

а) григорианский календарь вместо юлианского;
б) лунный календарь вместо солнечного;
в) юлианский календарь вместо церковного православного;
г) отрывной настенный вместо перекидного.

Задания для четвертой команды.

№ 1. В царствование Петра в России появились:

а) первые театральные представления;
б) театральные представления как массовые зрелища;
в) первые спектакли на русском языке;
г) театральные пьесы для членов царской семьи и бояр.

№ 2. Билеты в театр назывались при Петре Первом...

а) талонами;
б) ярлыками;
в) бирками;
г) купонами.

№ 3. Первая театральная пьеса, представленная в России, называлась:

а) «Сказка о царе Салтане»;
б) «Пещное действо»;
в) «Смерть Иоанна Грозного»;
г) «Житие Василия Блаженного».

Задания для пятой команды.

№ 1. Многие на Руси считали царя Петра антихристом, т.е. воплощением дьявола, так как он:

а) был необычайно высокого роста;
б) упразднил сан патриарха;
в) изменил жизненный уклад общества;
г) носил длинную одежду, скрывавшую хвост.

№ 2. Предтечей (предшественником) антихриста считали:

а) патриарха Никона, который изменил правила богослужения;
б) Лжедмитрия I, тайно принявшего католичество;
в) Ивана Грозного — за феноменальную жестокость;
г) царя Алексея Михайловича — как отца Петра.

№ 3. Непримиримыми противниками новшеств, вводимых Петром, были:

а) его близкие родственники, члены семьи;
б) Боярская дума (бояре, окольничие, думные дворяне);
в) православное духовенство, белое и черное (высшие иерархи, священники, монахи);
г) старообрядцы, не признававшие церковной реформы патриарха Никона.

Задания для шестой команды.

№ 1. При Петре I на собрания (ассамблеи) должны были являться:

а) мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет;
б) все приглашенные лица;
в) только лица дворянского происхождения;
г) имеющие чины согласно «Табели о рангах».

№ 2. На ассамблеях все мужчины были обязаны:

а) пить вино, курить, танцевать;
б) курить, пить, читать стихи;
в) пить вино, курить или нюхать табак, танцевать;
г) нюхать табак, танцевать, приводить жен и подруг.

№ 3. «Кубок Большого орла» на ассамблеях надо было:

а) вручить тому, кто больше всех выпьет;
б) преподнести самой красивой женщине;
в) выпить тому, кто нарушит установленный порядок;
г) поднимать только за здоровье императора.

Задания для седьмой команды.

№ 1. До эпохи Петра Великого газеты в России:

а) были только рукописными и назывались «Куранты»;
б) выписывались исключительно из других стран;
в) не существовали вовсе;
г) печатались церковнославянским шрифтом только для духовенства.

№ 2. Появившаяся при Петре газета называлась:

а) «Новости» и печаталась сначала в Англии;
б) «Ведомости», печаталась в России и продавалась всем желающим;
в) «Куранты», печаталась в России и распространялась по подписке;
г) «Правда воли монаршей» и печатала только распоряжения царя.

№ 3. С 1710 г. в повсеместное употребление вошел так называемый гражданский шрифт. При этом:

а) старый славянский шрифт был запрещен к употреблению;
б) каждый издатель мог выбирать между старым и новым шрифтом;
в) новым шрифтом печатали только правительственные указы;
г) прежний славянский шрифт использовался только при издании богослужебной литературы.

Задания для восьмой команды.

№ 1. Петр требовал ношения «немецкого платья». Так называлась одежда:

а) только привезенная из Германии;
б) сшитая на западноевропейский манер;
в) любая заграничная;
г) созданная по образцам из немецких журналов мод, на которые указал царь.

№ 2. При Петре I резко поднялся спрос на конский волос, который употреблялся:

а) для изготовления накладных бород, которые можно было носить дома и снимать на службе;
б) для украшения форменных шлемов гвардейской кавалерии;
в) для набивки накладных плечей мужских пиджаков, вошедших в моду;
г) для изготовления париков.

№ 3. Роброном назывался:

а) жесткий каркас женской юбки;
б) высокий парадный кивер Преображенского полка;
в) мужской мундир для тяжелой физической работы;
г) робкий юноша.

Задания для девятой команды.

№ 1. В царствование Петра I было учреждено высшее учебное заведение. Оно называлось:

а) Навигацкая школа;
б) Славяно-греко-латинская академия;
в) Московский императорский университет;
г) Морская академия.

№ 2. Академия наук была создана:

а) Василием Голицыным на базе Славяно-греко-латинской академии;
б) Петром I после Полтавского сражения;
в) в год после смерти Петра по утвержденному им «Положению»;
г) Екатериной II в память о Петре I.

№ 3. Кунсткамерой (слово происходит от немецкого Kunstискусство) назывался:

а) дом, где «каждый мастер искусство свое показать может»;
б) первый в России государственный музей;
в) Голландский домик Петра Великого;
г) особняк Академии художеств.

Задания для десятой команды.

№ 1. Автором первого русского учебника по точным наукам, который назывался «Арифметика», был:

а) сам Петр I;
б) Александр Данилович Меншиков;
в) Леонтий Филиппович Магницкий;
г) Франц Лефорт.

№ 2. Первый русский экономический трактат был написан Иваном Тихоновичем Посошковым. Он назывался:

а) «Книга о скудости и богатстве»;
б) «Домострой»;
в) «Капитал»;
г) «Книга кормчая».

№ 3. Политико-философское обоснование петровских реформ было дано в книге:

а) вице-канцлера Петра Павловича Шафирова «Рассуждение о причинах Свейской войны»;
б) Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей»;
в) французского философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера «История Петра Великого»;
г) русского ученого Василия Никитича Татищева «История российская с древнейших времен».

3. Заключительная часть.

Учитель предлагает представителям каждой команды назвать по одному мероприятию Петра I, которое было, по их мнению, необходимым.

Затем другие представители команд называют мероприятия необязательные и ненужные (вредные). Таким образом высказываются все учащиеся. Если их выступления не встречают обоснованных возражений, то команды премируются дополнительно — одним баллом.

Далее учитель подводит итоги игры, называя победителей в личном и командном зачетах.

TopList