ПРОЕКТ
Концепция исторического образованияОт редакции.Проект концепции, разработанный коллективом специалистов по поручению Министерства общего и профессионального образования, публикуется для обсуждения. Мы сочли возможным воспроизвести этот текст без редакционной правки.
Мы надеемся, что читатели еженедельника выскажут свои суждения о документе, призванном наметить основные вехи развития школьного исторического образования, и готовы опубликовать самые различные отклики, отзывы — или альтернативные проекты.
Введение
Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны в начале ХХI в.
В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.
Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:
— приоритетностью изучения отечественной истории;
— изучением ее в контексте мирового развития;
— преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;
— углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;
— повышением воспитательной роли исторического образования.
Преподавание истории в российской школе в ХХ в. свидетельствует о том, что в периоды радикальных социальных преобразований наблюдалась устойчивая тенденция к отрицанию предшествующего исторического опыта. Это вело в некоторых случаях к отказу от изучения истории, замене ее другими дисциплинами. Общественная практика убедительно показывала несостоятельность такого подхода.
Реформирование средней школы в России в 1990-е гг. привело к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий. Однако в целом ситуация вызывает тревогу. Декларированная приоритетность образовательной сферы обернулась ее глубочайшим кризисом. Происходит процесс фактической утраты гражданами права на равный доступ к образованию, нарушается единое образовательное пространство на территории Российской Федерации.
Деидеологизация школьного гуманитарного образования на практике стала означать его декоммунизацию, отказ от марксистско-ленинской методологии. Образовавшийся после крушение вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум пытаются заменить цивилизационными, культурологическими, социологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических подходов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого.
Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы при разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы, а введение концентрической системы в существующем виде привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой.
Всё это объективно ведет не только к снижению уровня исторической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, но и препятствует формированию высоких гражданских и патриотических качеств личности. С учетом вышесказанного, обновление общеобразовательной школы становится насущной необходимостью. Переход к 12-летнему школьному образованию позволит решить проблему повышения уровня гуманитарной подготовки учащихся с учетом выработки единых подходов в решении проблем преподавания истории, наиболее адекватно отражающих объективные потребности общества.
Цели и задачи исторического образования
История наряду с такими предметами, как русский язык и литература закладывает основы формирования личности учащегося, дает ему знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека. Это определяет место истории среди учебных дисциплин в 12-летней общеобразовательной школе.
Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.
Основные функции
исторического образования
и принципиальные подходы к его обновлению
Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса:
Познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии.
Познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа.
Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством.
В своей совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся.
Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами обновления исторического образования.
Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения. Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы. Вариативность содержания образования возможна только в XI—XII классах, где предоставляется право выбрать курс в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, и в части, касающейся регионального компонента в основной школе. При этом последний не должен не должен заменять федеральный. Он дается сверх минимума требований, предъявляемых к учащимся, и его содержательная часть не может вступать в противоречия с основным курсом.
Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй — как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина России.
Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической коньюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других.
Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип историзма предполагает использование совокупности частных методов: проблемно-хронологического, сравнительно исторического, интегративного, ретроспективного, актуализации.
Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся.
В начальной школе в процессе эмоционального восприятия учебного материала упор должен делаться на:
— формирование элементарных представлений об истории родной страны;
— привитие интереса к изучению ее прошлого;
— осознание ребенком себя как части своей страны, общества.
На данном этапе речь должна идти о фрагментарном изучении отдельных наиболее ярких страниц отечественной истории.
В основной средней школе ставятся задачи:
— сформировать представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества;
— сформировать у школьников основы исторического мышления;
— подвести учеников к пониманию закономерностей исторического процесса;
— сформировать гражданскую позицию школьника.
В полной средней школе должна стоять задача формирования потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.
l Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В XI—XII классах целесообразно применение методик сопоставительного анализа отечественной и всеобщей истории, работа с историческими источниками, широкое привлечение дополнительной научной литературы, а также проведение занятий в виде лекций и семинаров, защиты рефератов, стимулирование индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
Структура исторического образования в школе
Базисный вариант исторического курса в основной средней школе строится на основе реализации линейного принципа: изучение процесса развития человечества от первобытности до современности — с V по X класс. Это будет способствовать более качественному усвоению учебного материала. Начиная с XVIII класса предлагается параллельное преподавание отечественной и всеобщей истории с целью формирования у школьника целостной картины мира и понимания роли и места России в нем.
V класс — история древнего мира до V века
В итоге изучения курса у учащихся формируются представления о происхождении человека и становлении человеческого общества, его развитии от первобытного состояния к цивилизации. Они ознакомятся с основными вехами развития древнейших цивилизаций Востока, античного мира, Индии и Китая, их вкладом в прогресс человечества. Школьники должны научиться вести счет лет в истории, устанавливать последовательность, длительность и синхронность событий и процессов, пользоваться исторической картой.
VI класс — история средних веков до середины XVII века
В результате изучения курса у учащихся начинают формироваться научные представления о месте средневековья в истории человечества, особенностях общественного прогресса в это время, основных характеристиках феодального способа производства, объективных и субъективных факторах развития общества, роли мировых религий и прежде всего христианства и ислама. Особое внимание уделяется эпохе Возрождения и развитию идей гуманизма. Школьники овладевают навыками сравнительно-культурных характеристик цивилизаций Запада и Востока.
VII класс — отечественная история с древнейших времен до конца XVII века
На базе полученных в V и VI классах фактических знаний, представлений о путях и основных этапах развития человеческого общества с древнейших времен до конца средневековья с VII класса начинается систематическое изучение курса отечественной истории.
Понятие отечественная история включает историю Руси — России — СССР — Российской Федерации. Курсы истории отдельных регионов составляют региональный и школьный компоненты учебного плана.
На данном этапе идет дальнейшее формирование навыков сравнительного анализа, умения выделять общее и особенное в истории. Школьники должны научиться проводить поиск необходимой информации в доступных им источниках помимо учебника.
VIII класс — новая история с середины XVII века до конца XVIII века; отечественная история конца XVII — XVIII века
С этого класса начинается синхронное изучение курсов отечественной и всеобщей истории. Это создает более широкие возможности для применения сравнительного анализа, выявления своеобразия российской истории. У школьников формируются научные представления об основных тенденциях развития зарубежных стран Запада и Востока в новое время, о постепенном переходе западной цивилизации к новому способу производства, своеобразии исторического пути России.
IX класс — новая история XIX века; отечественная история (1801—1894)
В IX классе продолжается синхронное изучение зарубежной и отечественной истории — начиная с эпохи наполеоновских войн и до завершения формирования монополистического капитализма в передовых европейских странах и колониальной системы империализма в мире. Курс отечественной истории доводится до 1894 г. — начала царствования Николая II, связанного с существенными изменениями внутренней и внешней политики России. Помимо знания фактов, предусмотренных обязательным минимумом, школьники должны научиться излагать свои суждения о причинно-следственных связях отдельных событий, явлений и процессов всемирной и отечественной истории.
X класс — новейшая история XX века; отечественная история (c 1894 г. до наших дней)
Выпускники основной средней школы помимо знания фактического материала и вышеперечисленных умений должны овладеть навыками выявления характерных, наиболее существенных признаков исторических событий и явлений; группировки (классификации) их по указанным признакам; объяснения мотивов, целей и результатов деятельности исторических личностей.
XI и XII классы
В полной средней школе на базе полученных на предыдущем этапе знаний допустима вариативность учебных планов и программ в зависимости от специализации школьников, готовящихся к поступлению в вуз. В качестве базового может быть предложен интегративный исторический курс “Россия и мир”. Наряду с этим могут преподаваться тематические курсы по актуальным проблемам отечественной истории.
В процессе изучения курсов предполагается не только дальнейшее накопление фактического материала, но и его теоретическое осмысление в рамках глобальных проблем современности. Синтетический курс предполагает приоритет дедуктивного пути изучения, обогащение понятийного аппарата в тесной связи с изучаемыми параллельно обществоведческими курсами. Преподавание строится таким образом, что изучение истории России происходит в связи и на фоне мировой истории, выявляется общее для всего человечества и особенное в истории страны.
Учащиеся старших классов должны знать основные точки зрения историков на особенности мирового развития; определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.
Межпредметные связи
Основные межпредметные связи строятся по линиям: отечественная история — русский язык; история — литература; история — география; история — обществознание. Для школ с углубленным изучением иностранного языка: иностранный язык — история стран, где этот язык является государственным. При изучении естественных и точных наук желательно давать учащимся сведения об их истории, о выдающихся ученых, о вкладе отечественной науки в мировую.
Изучение истории в настоящее время идет асинхронно с некоторыми из перечисленных предметов. Так, историю школьники начинают изучать раньше географии и поэтому не могут читать карту, знать ключевые географические понятия и определения. В то же время имеющийся сейчас опыт изучения основ обществознания с V класса показывает не эффективность этого подхода из-за недоступности даже основных терминов такого курса для подавляющего большинства учащихся этой возрастной группы. Абстрактные экономические, социологические, политологические понятия должны базироваться на конкретном историческом материале, поэтому обществознание целесообразно изучать в старших классах.
Взаимосвязь указанных выше предметов с историей обеспечивается сосредоточением особого внимания на общих ключевых проблемах и темах.
На уроках русского языка следует выявлять место и роль русского языка в прошлом, настоящем и будущем России; нравственные ценности русского народа, нашедшие отражение в языке.
При изучении литературы необходимо обеспечить определенную синхронность курсов истории и литературы на уровне IX—X классов, добиться того, чтобы литературные образы были историчны, а исторические — художественны. Изучая русскую литературу, следует обращать внимание на:
— роль русской литературы в художественной культуре народов России, в мировой художественной культуре;
— исторические условия становления различных жанров отечественной литературы и создания выдающихся произведений, отражающих колорит эпохи;
— описание природы, жизни людей, их занятий и быта в различные исторические периоды.
В курсе географии необходимо учитывать взаимосвязи следующих общих проблем и тем:
— географическая и историческая карта;
— политическая карта мира,
— экономическая карта мира;
— великие географические открытия;
— народы мира;
— крупнейшие города мира;
— географическое положение России;
— административно-территориальное деление России;
— численность и размещение населения России;
— национальный состав населения России;
— геология и природа России;
— формирование экономико-географических районов России;
— экономика России;
— место и роль России в мировом хозяйстве.
Курс обществознания должен
опираться на фактический материал и конкретный
аппарат, полученный школьниками при изучении
истории. В свою очередь, в старших классах
понятийный аппарат общественных наук должен
гармонично использоваться в историческом курсе.
Особое внимание должно быть обращено на изучение
ряда общих проблем:
— основные ступени человеческой истории и различные концептуальные подходы к их выделению; специфика становления и проявления этих стадий у разных народов и в России;
— понятийный аппарат обществознания и истории;
— особенности развития экономики России; экономические реформы в нашем отечестве в различные эпохи;
— социальная структура общества, динамика ее изменений;
— этнический состав населения, национальная политика и межнациональные отношения в дореволюционной, в советской и постсоветской России;
— роль государства в экономической и общественной жизни России;
— особенности правовой системы России, становления у нас гражданского общества и правового государства;
— выявление места и роли культуры, религии в жизни общества.
Требования к оснащенности учебного процесса литературой, пособиями и техническими средствами
Следует признать наиболее перспективной разработку учебно-методических комплексов, включающих в себя следующие типы учебной литературы с грифом Министерства образования.
Учебник — выполненный с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования, снабженный необходимым иллюстративным и методическим материалом;
Учебное пособие — по вариативным факультативным курсам;
Книга для чтения — параллельно с учебником в увлекательной форме более подробно освещает отдельные темы или сюжеты основного курса;
Хрестоматия — сборник минимума документов и источников по изучаемому периоду зарубежной и отечественной истории;
Рабочая тетрадь — индивидуальное учебно-методическое пособие для учащегося с набором различных видов познавательных заданий, включая контурные карты;
Тематические поурочные разработки, методическая литература и дидактические материалы для учителя;
Справочники — книги, содержащие минимум справочно-энциклопедических знаний, необходимых как для усвоения обязательного материала, так и для дополнительной самостоятельной работы учащегося;
Исторические атласы — сборники исторических карт с пояснительными текстами и иллюстрациями.
Кроме того, необходимо использовать настенные карты, репродукции художественных полотен на историческую тему, учебные картины, аудиовизуальные средства обучения (диафильмы, диапозитивы, компьютерные программы, кинофильмы, видеозаписи, аудиоматериалы и др.).