Валентина РОЖНЯТОВСКАЯ
Накануне Великой Отечественной
Двухчасовое занятие
Описываемое ниже занятие проводилось в среднем профессиональном учебном заведении; на мой взгляд, многие методические приемы и формы работы могут оказаться полезными и на уроках в общеобразовательной школе. Я стараюсь ориентироваться на принципы развивающего обучения; применение этих принципов к материалу темы «Великая Отечественная война» предполагает, что ребята не только вспоминают факты, в той или иной степени усвоенные в неполной средней школе, но и пытаются осмыслить происходившее, по-новому взглянуть на знакомые (вроде бы знакомые) события. В результате формируются навыки самостоятельной работы с текстами источников, умения анализировать спорные проблемы, делать выводы.
За несколько недель до начала изучения материала о второй мировой войне ребятам предлагается перечень тем письменных работ и докладов. Некоторые уроки уместно построить именно как обсуждение ученических докладов (сообщений).
Темы работ учащихся
1. Советско-германские договоры 1939 г.
2. Причины и начало второй мировой войны.
3. Расширение территории СССР.
4. Война СССР против Финляндии.
5. Трагическое начало Великой Отечественной войны.
6. Смоленское сражение.
7. Битва за Москву.
8. Блокада Ленинграда.
9. Сталинградская битва.
10. Сражение на Курской дуге.
11. Тыл — фронту.
12. Партизанская война в тылу врага.
13. Трагическая судьба советских военнопленных.
14. Берлинское сражение.
15. Церковь в годы войны.
16. Моя семья в дни тяжелых испытаний.
17. Сызранцы — фронту.
18. Наши земляки-герои.
19. Цена Победы.
20. Война — величайшая трагедия народа.
Описываемому ниже занятию предшествует вводный урок, на котором ребята обмениваются суждениями о том, что породило войну и что обеспечило победу нашей страны в столкновении с нацистской Германией. Преподаватель формулирует проблемы для осмысления; учащиеся в ходе обсуждения в группах вырабатывают собственный взгляд на эти проблемы. В дальнейшем — в том числе и на занятии «Накануне Великой Отечественной» — выводы ребят конкретизируются, корректируются, уточняются. При этом фронтальные опросы чередуются с обсуждением ученических сообщений (см. выше), а беседы — с работой в группах.
На основе групповой работы строится и описанное ниже занятие.
Первая группа учащихся обсуждает вопрос: существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию?
Заранее изучив материал, ребята констатируют: в историографии нет общепризнанного ответа на этот вопрос. Некоторые историки утверждают, что война Германии против СССР была вынужденной, так как Сталин намеревался нанести удар по Третьему рейху. Это мнение обычно обосновывается тем, что СССР в 1941 г. сосредоточил на своих западных границах огромные силы. Действительно, в приграничных округах насчитывалось 14 200 танков (из них 10 500 легких) и 9200 боевых самолетов. У противника было 2900 танков и 4900 самолетов. Говорят, что у Гитлера не выдержали нервы и он решил двинуть свои дивизии на Москву.
Однако фюрер еще в декабре 1940 г. подписал план «Барбаросса». Через 11 дней он стал известен — в общих чертах — верхушке нашей страны.
Имеющиеся в нашем распоряжении источники не позволяют со всей определенностью ответить на поставленный вопрос; тем не менее очевидно, что нацистская Германия — безотносительно к замыслам Сталина — готовила агрессивную войну против СССР; то, что произошло 22 июня 1941 г., было бы не совсем правильно называть превентивным ударом. Речь шла об осуществлении давно разработанного плана завоевания территорий, которые должны были обеспечить — по мнению руководства NSDAP —экономическое процветание и стратегическую безопасность Третьего рейха.
Вторая группа учащихся пытается дать ответ на не менее спорный вопрос: была ли наша страна готова к войне?
Ребята отмечают, что в советское время преобладало стремление отвечать на этот вопрос неопределенно. Чаще всего поражения первых месяцев войны объясняли тем, что история отвела нам слишком малый срок для переоснащения Красной армии, ее перевооружения. Однако в последнее время появились материалы, которые говорят о том, что Советский Союз накануне войны имел объективные возможности для отпора врагу. Логично предположить, что причины поражений в начале войны состояли не в том, что была плохой армия, а в ошибках руководства страны.
Народ своим трудом создал достаточно ресурсов, чтобы отразить первые удары нацистов. СССР готовился к войне 20 лет, а Гитлер — 9. Это подчеркивает один из ветеранов войны, П.Щелок, в письме академику Самсонову.
Далее ветеран пишет: «В 1935—1937 гг. в четыре раза возросло производство самолетов и танков по сравнению с 1930—1931 гг.; в три с лишним раза — артиллерийских орудий». Далее П.Щелок отмечает, что уже в конце мая 1941 г. начался призыв в армию из запаса (около 800 тыс. человек). Были досрочно выпущены курсанты военных училищ. 12—15 июня 1941 г. западные пограничные округа получили приказ выдвинуть ближе к границе все дивизии. 19 июня было дано указание выделить полевые управления и вывести их на полевые командные пункты. Было принято решение вывести часть сил Балтийского флота из Лиепаи и Таллина в более безопасные места базирования. Общая численность наших войск составила более 5 млн. человек; более половины из них — в западных приграничных округах, где было также 1800 тяжелых и средних танков, 37 500 орудий и минометов, 1450 самолетов.
Далее в письме читаем: «Сталин на XVIII съезде партии отметил, что страна занимала первое место в Европе и второе в мире по объему промышленного производства, а мы знаем, что в этом была большая доля военной продукции».
Подобная аргументация не кажется безупречной, но заслуживает внимания, подчеркивают ребята.
Третья группа учащихся стремится ответить на вопрос: было ли нападение Германии на СССР внезапным?
Ученики выражают сомнение в том, что нападение Германии на СССР можно назвать внезапным. Вероятность столкновения двух держав была достаточно велика, и этого не могли не понимать советские руководители. О планах нацистов неоднократно сообщала разведка — например, Рихард Зорге из Японии. Об этом свидетельствует документ (отрывок из «Хрестоматии по истории СССР»).
На донесении военного атташе во Франции генерала Суслопарова от 21 июня 1941 г. о том, что нападение назначено на 22 июня, имеется резолюция Сталина: «Эта информация является английской провокацией. Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его». Есть и другие подобные примеры. Вот строки из резолюции Л.Берия: «Секретных сотрудников “Ястреба”, “Кармен”, “Верного” за систематическую дезинформацию стереть в лагерную пыль... Остальных строго предупредить».
Незадолго до нападения Германии на СССР под предлогом поиска могил немецких солдат, погибших в годы первой мировой войны, на советской территории действовали 60 немецких разведгрупп. С октября 1940 по 10 июня 1941 г. границу СССР нарушили 185 самолетов Германии. О том, что готовится и вот-вот начнется война с СССР, сообщали и немецкие солдаты-перебежчики.
Всё это не позволяет считать нападение Германии на СССР внезапным.
Мнение редактора «Военно-исторического журнала» И.Волкодаева
Версия [о том, что Сталин в 1941 г. планировал напасть на Германию], становится расхожей на Западе. Ее сочинители, как правило, ссылаются на наш якобы весомый перевес в боевой технике накануне войны.
Приведу статистику тех лет. В приграничных округах, принявших первый удар гитлеровцев, насчитывалось 14 200 тыс. танков (из них легких — 10 500), 9200 боевых самолетов. При таком раскладе и делается скоропалительный вывод: мол, у Гитлера не выдержали нервы, и он решил двинуть дивизии на Москву. При составлении этих данных сознательно замалчивается качественная оценка вооружения обеих сторон, которая поначалу – и правда – была явно не в нашу пользу. Еще одно «доказательство» из-за границы: наше командование, сосредоточив на границе крупные вооруженные силы, собиралось захватить нефтедобывающий район Плоешти и тем самым обескровить боевую технику, лишив ее горючего.
Действительно, наши передовые части находились в 3,5 часа хода от этого города. Но ничем иным, как стремлением обезопасить границы страны от вероятного противника на важном стратегическом направлении, это объяснить нельзя.
Из книги Д.Волкогонова «Урок дает история» (М., 1989)
В 1941 г., когда поток сообщений о концентрации немецких войск в Польше возрос особенно сильно, Сталин обратился лично к Гитлеру, сообщив ему, что нас это удивляет и создает впечатление, что Гитлер собирается воевать против СССР. В ответ Гитлер прислал письмо Сталину, тоже «доверительное».
В этом письме фюрер писал, что наши сведения верны, но сосредоточение его войск в Польше не направлено против Советского Союза, так как он намерен строго соблюдать заключенный пакт, в чем ручается «своей честью главы государства». Что касается территории Польши, то Гитлер якобы был вынужден переправить туда войска, чтобы англичане, которые бомбили Западную и Центральную Германию, не видели его войска с воздуха. <...>
Другой крупный просчет Сталина связан с принятием плана обороны и мобилизационного развертывания вооруженных сил. По личному указанию Сталина осенью 1939 г., вскоре после заключения Договора о дружбе и границе с Германией, Генштаб приступил к разработке плана под руководством В.М.Шапошникова. Основным разработчиком был полковник А.М.Василевский (будущий маршал). Его основная идея — обеспечение готовности вести борьбу на два фронта: в Европе — против Германии, на Дальнем Востоке — против Японии.
В августе 1940 г. план обороны был пересмотрен. Теперь его подготовкой руководил К.А.Мерецков. Согласно плану, главные усилия нашей армии целесообразно сосредоточить на Западном фронте, имея в виду возможную концентрацию сил противника в районе Бреста.
5 октября, слушая доклад об этом плане, Сталин не согласился с тем, где немцы могут нанести удар. По его мнению, это должны быть Украина, Донбасс...
План был отослан на доработку. 14 октября его вновь слушал Сталин. Все его пожелания были учтены. Главное направление основного удара фашистов стали ждать на юго-западе.
Как показали дальнейшие события, это было ошибочное решение. <...>
В военном строительстве кадры были самым слабым местом. Огромный дефицит военных специалистов, образовавшийся в эти годы, можно было ликвидировать через 5—7 лет. К лету 1941 г. около 75 % командиров и 70 % политработников находились в своих должностях менее одного года.
Мнения читателей
Политбюро видело развитие и распространение фашизма и принимало меры, какие были под силу стране:
1. Развивалась оборонная промышленность. В 1935—1937 гг. в четыре раза возросло производство самолетов и танков по сравнению с 1930—1931 гг.; в три с лишним раза — артиллерийских орудий.
2. Ассигнования на оборону в 1928—1929 гг. составляли лишь 10 % бюджета, в 1940 г. — 32,6 %.
3. Создавались укрепрайоны вдоль западной границы СССР. В приграничной зоне строились дороги, склады вооружения и боеприпасов, полевые и стационарные аэродромы. Укреплялись границы на Дальнем Востоке.
4. На партработу в армию и на флот в 1939—1941 гг. было направлено 9200 членов партии и политработников запаса.
5. С конца мая 1941 г. начался призыв 793 тыс. советских граждан из запаса. 14 мая 1941 г. нарком обороны дал указание о досрочном выпуске курсантов военных училищ.
6. 12—15 июня 1941 г. западные приграничные округа получили приказ выдвинуть ближе к границе все дивизии, которые располагались в глубине. 19 июня было дано указание выделить полевые управления фронтов и вывести их на полевые командные пункты.
7. Нарком ВМФ принял решение перевести часть сил Балтийского флота из Лиепаи и Таллина в более безопасные места.
8. Общая численность советских вооруженных сил к июню 1941 г. составила более 5 млн. человек. В западных приграничных округах было 1800 тяжелых и средних танков, 37 500 орудий и минометов, 1540 самолетов новых типов.
Поэтому нельзя сказать, что СССР не готовился к войне и во всем, что случилось в начале войны, виновен Сталин. Было и преимущество у противника, которое заключалось в следующем:
1. Войска Гитлера заблаговременно были развернуты вдоль границы СССР в плотных, компактных группировках. В первых эшелонах враг имел 103 дивизии, из них 12 танковых, т.е. почти вдвое превосходил силы первого эшелона советских войск.
2. Германия получала в год 348 млн. тонн каменного угля, 43 млн. тонн стали, 37,9 млн. тонн чугуна; СССР — 166 млн. тонн угля, 18,3 млн. тонн стали, 14,9 млн. тонн чугуна.
Работу, которая была проделана под руководством Сталина, трудно переоценить (П.Щелок, г. Балабаново Калужской области).
Тезис о войне на чужой территории основывался на мнимой подготовленности нас к войне и был выработан угодниками и очковтирателями соответствующих спецслужб.
Заключив договор с Гитлером, Сталин решил, что он удачно столкнул англо-французов с немцами. Он выработал мнение, что силы англо-французов, поддерживаемых американцами, превосходят силы немцев. И, опираясь на это, «подпитывал» немцев продовольствием и топливом — с тем, чтобы те подольше продержались и посильнее измотали противника до того, как последний их разгромит.
Открыть глаза Сталину в то время было смертельно опасно. Нашу неподготовленность к войне и истинную мощь немецко-фашистской армии Сталин осознал только после сокрушительного разгрома англо-французов на континенте и взятия немцами Парижа.
Самодовольство и уверенность в ожидании истощения воюющих сторон сменились у Сталина страхом перед Гитлером... Эшелоны с хлебом и нефтью шли в Германию до 22 июня 1941 г.
Страх лишил Сталина способности оценивать обстановку. Всякие объективные сведения, которые ему не нравились, он не принимал. Он расправлялся с особенно настойчивыми разведчиками. Во всем этом — причина уничтожения значительной части нашей авиации в первый день войны и неудачи первых месяцев (В.Тарунтаев, Москва).
В 1950-е гг. кому-то надо было растоптать авторитет Сталина, втоптать в грязь его имя, сделать так, чтобы наше поколение забыло о нем, позабыло, что с именем Сталина связаны грандиозные свершения советского народа. Враги хорошо понимали, что с таким большим авторитетом, настоящим вождем народа, Советский Союз достигнет таких вершин, что разговаривать с ним придется на коленях.
Сталина никто из современной молодежи не знает. И это не вина нашей молодежи, а беда. Те, кто не верил в Сталина, в дни войны изменили Родине, народу, а в наши дни продолжают свою разрушительную работу (В.Мирошниченко, г. Подольск Московской области).