Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №24/2009
Курсы повышения квалификации

 

Методика работы с текстовой информацией
на уроках истории

Лектор: ЯРОСЛАВЦЕВА Марина Юрьевна

Курс лекций для дистанционного обучения

Номер газеты Тема лекции
17/2009 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты.
Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18/2009 Лекция 2. Как формировать необходимые навыки.
Механизм формирования навыков: составление рекомендаций, памяток по осуществлению для учащихся различных видов учебной деятельности; создание для них определённых алгоритмов; разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
19/2009 Лекция 3. Что поможет проверить сформированность навыков.
Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями, оценивающими ответы учащихся.
Контрольная работа № 1.
20/2009 Лекция 4. С чего следует начинать работу с текстом.
О чём может рассказать текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Чему можно научить ребёнка, используя один текст? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
21/2009 Лекция 5. Чему можно научить и научиться при работе с текстом.
Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
22/2009 Лекция 6.Что помогает понять текст.
Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
Контрольная работа № 2.
23/2009 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–8-х классах: история и литература.
Почему важно использовать межпредметные связи? Технология межпредметной деятельности: интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы, междисциплинарные зачёты.
24/2009 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 9–11-х классах: история и литература.
Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 8

Технология межпредметной деятельности в 9–11-х классах:
история и литература

Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары: знакомство с методикой подготовки учащихся к семинарам данного типа и технологией их проведения. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.

В предыдущей лекции, посвящённой вопросам интеграции в образовании, мы оговорили необходимость использования не только межпредметной деятельности, но и педагогической интеграции, подразумевающей применение различных образовательных технологий, таких, как: проблемное обучение, системное формирование общеучебных навыков, критериальность оценивания, формирование компетентностных качеств учащихся, проектно-исследовательская деятельность и др. Результатом комплексного внедрения данных технологий является учебная успешность школьников, их способность осуществлять сложные виды интеграционной деятельности, такие, например, как работа в рамках межпредметных семинаров.

В экономико-математическом лицее № 29 г. Ижевска разработана и активно применяется технология проведения межпредметных семинаров, являющаяся логическим продолжением системной работы по формированию у учащихся общеучебных навыков и ключевых компетентностей.

Актуальность проведения таких семинаров обусловлена необходимостью создания новых образовательных условий, обеспечивающих личностное развитие учащихся:

• деятельностный характер обучения;

• высокая степень самостоятельности учащихся;

• совместная деятельность учащихся;

• работа с вариативной информацией (оценки, точки зрения, теории);

• решение социально-значимых проблем;

• интеллектуальная содеятельность учителя и ученика.

Кроме того, хорошо известно, что в последние годы очень остро стоит вопрос о снижении качества гуманитарного образования, сокращены часы на преподавание предметов этого цикла, далеки от совершенства учебные программы, а между тем требования, предъявляемые к выпускнику, качественно и количественно возросли.

Система межпредметных семинаров (МС) для 9–11-х классов объединила несколько предметов гуманитарного цикла: историю, литературу и мировую художественную культуру (МХК), что обеспечило формирование у учащихся целостного представления о взаимосвязи историко-культурных процессов.

Такая форма работы позволила не только поддержать, но и значительно повысить качество гуманитарного образования, поскольку её применение способствовало решению важных задач:

1. Эффективное усвоение учащимися содержания курсов истории, литературы, мировой художественной культуры.

2. Комплексное формирование общеучебных и предметных навыков, их успешное применение в практической деятельности.

3. Воспитание творческой, высококультурной личности, обладающей необходимыми компетентностными качествами.

Межпредметные семинары можно рассматривать как самостоятельную (автономную) часть синхронизированного курса «История — литература — МХК» и использовать их в рамках любой программы по истории и литературе, даже при отсутствии синхронного преподавания этих предметов в среднем звене. По форме и содержанию семинары ни в коей мере не противоречат основным требованиям, предъявляемым в государственных стандартах, а наоборот, способствуют их выполнению. На основе интегративного и культурологического подходов к организации учебной деятельности старшеклассников в рамках гуманитарных дисциплин у них формируется единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке, меняется отношение к общим гуманистическим ценностям. Кроме того, форма межпредметного семинара обеспечивает новый уровень отношений между учащимися и учителями, выражающийся в проявлении активной позиции ученика через полилог, а также мотивирует учителей на освоение, разработку и применение новых технологий в организации учебной деятельности.

В выборе тем МС мы основывались на широких программных темах по истории, которые охватывают большой промежуток исторического времени и отражены в литературных произведениях. Поскольку в старших классах существует известное расхождение между историческими периодами, изучаемыми на уроках истории и литературы, то проведение межпредметных семинаров как раз и позволяет систематизировать знания учащихся по этим гуманитарным дисциплинам, попутно решая задачи повторения изученного ранее материала и, при необходимости, подготовки к экзаменам.

Общая схема подготовки к семинару включает в себя следующие обязательные элементы:

• самостоятельное изучение школьниками указанной в списке литературы и систематизация материала (в течение 1–1,5 мес.);

• проведение учителями консультаций по возникающим у учеников вопросам;

• осуществление учителями контроля за подготовкой учащихся к семинару: промежуточный и итоговый (за неделю до семинара).

Межпредметные семинары обычно рассчитаны на 4–5 часов урочного времени, однако не обязательно проводить занятие непрерывно, можно разбить его на тематические блоки и осуществить в 2–3 этапа за счёт использования уроков литературы, истории, МХК. Семинары проводятся, как правило, в последнюю или первую неделю четверти или семестра, а их количество в год составляет от трёх до четырёх. Основной метод работы на семинаре — групповой. Перед первым этапом подготовки к МС ученики знакомятся с Информационным листом, где указаны требования и общие задания. Приведём основные пункты из Информационного листа для подготовки к первому семинару в 9-м классе по теме «Россия 1812 г. в историческом и художественном осмыслении», который являлся для учащихся ещё и обучающим (в плане освоения новой формы работы):

1. Прочитать и изучить: (учитель указывает источники, художественные тексты).

2. Основные направления работы: (названы темы, по которым будут работать группы на семинаре, например: Мнения, впечатления иностранцев о России в 1812 г.).

3. Вопросы и задания для предварительной работы с источниками: (пример см. ниже).

Подготовка к семинару требует от учащихся самодисциплины. Ученики с 9-го класса учатся планировать свою внеурочную деятельность: распределять объём необходимой для чтения литературы по срокам, соотносить время подготовки к семинару со временем подготовки к основным учебным предметам и временем досуга. Это как раз те навыки и умения, которые окажутся востребованными при учёбе в вузе.

Кроме того, при подготовке к семинару ученики самостоятельно на практике применяют приобретённые ранее умения и навыки (в частности, навык работы с различными типами источников и навык преобразования информации), а навык конспектирования статей, документов необходим в данном случае для систематизации информации из нескольких источников. К первому семинару в 9-м классе ученикам необходимо изучить около 20 различных текстов (статей, документов, художественных произведений), поэтому им предлагается формулировать тезисы по основным направлениям темы семинара и оформить материал в виде таблицы. (См. таблицу 1.)

Таблица 1

Основные
направления
Источники: автор, выходные данные Основные тезисы Примеры, факты, аргументы Собственные комментарии по теме (направлению) на основе тезисов
Роль Александра I и Наполеона в войне 1812 г.        
Иностранцы о России 1812 г.        

Уже со второго семинара ученики сами выбирают форму для ведения записей, а также получают индивидуальные консультации по их оформлению. Помимо таблиц это могут быть схемы-тезисы, тезисные планы, комбинированные формы.

В процессе подготовки к семинару у учащихся развивается и навык владения различными способами чтения информации: просмотровый — ознакомительный, поисковый — с ориентацией на отбор необходимой информации, аналитический — детальное изучение, сопоставление фрагментов информации, точек зрения, оценок. Практическое применение этого навыка сопровождается использованием другого — умением комментировать или работать в жанре «заметки на полях».

Готовясь к семинару, ученики не знают вопросов и заданий, которые будут использованы на занятиях; их задача заключается в том, чтобы изучить предложенную литературу и выполнить общие указания: найти, выделить, оформить, выписать. Только к первому семинару в 9-м классе (тема указана выше), помимо образца таблицы, на Информационном листе подробно указываются основные направления работы, вопросы и задания для предварительной работы с источниками, т.к. семинар носит обучающий характер. Для следующих межпредметных семинаров содержание Информационных листов является кратким, без каких-либо рекомендаций по выполнению заданий.

Во время индивидуальных консультаций учитель не только помогает ученику, отвечая на его вопросы, но и осуществляет промежуточный контроль: что читает ученик, как ведёт записи. Однако уже в 10-м классе потребность в промежуточном контроле исчезает, поскольку учащиеся овладевают всеми необходимыми навыками самостоятельной подготовки к семинару; осуществляется только итоговый контроль за неделю до семинара с целью узнать общее состояние подготовленности класса. Обычно ученикам предлагаются вопросы к содержанию источников, например: «Какие ценности, преимущества, характерные особенности российской цивилизации, по мысли Герцена и Чаадаева, являются основополагающими для дальнейшего развития России?» (семинар в 10-м классе по теме «Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов»); или проводится блиц-опрос на знание содержания источников, при этом в ответах учащихся предполагаются «подсказки» к заданиям семинара, чтобы они могли использовать их во время работы на МС.

Овладев самостоятельно определёнными знаниями по теме семинара, ученики приходят на занятия, чтобы применить их практически при выполнении различных заданий: от исследовательских до творческих, и здесь уже реализуются иные навыки.

Одно из обязательных заданий на семинаре — сформулировать продуктивный (проблемный) вопрос (смотрите лекцию № 6): к информации на карточке, к выступающему с сообщением, в ходе полемики «противнику» и т.д. Например, в начале семинара по теме «Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов» с целью выявить понимание прочитанных источников учитель предлагает группам в течение 5 минут приготовить по 2 продуктивных вопроса (ещё один способ контроля знаний), после чего любой ученик может дать ответ и заработать балл. Приведу примеры вопросов, сформулированных учащимися:

1. Подтверждается ли в произведении Герцена «Русские немцы или немецкие русские» поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть»?

2. Верно ли, что в своём «Философическом письме» Чаадаев утверждает, что России нужно учиться у Европы только лишь потому, что она исповедует католицизм?

3. В чём, по мнению Гоголя, заключается воспитание человеческого рода и что именно нужно в нём воспитывать?

При проведении семинара по теме «Портрет российского общества в один из переломных периодов его развития в творчестве Н.Некрасова, Л.Толстого и художников-передвижников» учащиеся получают задание: прочитать стихотворения Н.Некрасова: «Памяти Добролюбова», «Пророк», «Поэт и гражданин», «Элегия» (1874) и сформулировать вопросы к текстам так, чтобы они определяли социально-нравственную и гражданскую позицию поэта. Учащимися, например, были сформулированы такие вопросы:

1. Какое из выдвигаемых Некрасовым требований к личности общественного деятеля он считал главным и почему?

2. Насколько вопрос о положении народов в «Элегии» соотносится с определением роли поэта в обществе?

Задание самостоятельно сформулировать разные типы вопросов используется и при проведении контрольных работ. В частности, после семинара в 9-м классе «Россия 1812 …» для проверки умения учеников выделять основную информацию в тексте, обращать внимание на детали, устанавливать связи между деталями и формулировать суждения учитель даёт им домашнее задание: прочитать самостоятельно роман М.Загоскина «Рославлев, или русские в 1812 г.» и составить по 2 проблемных вопроса к теме войны и образу Наполеона в романе, сопровождая их краткими ответами с обязательным включением цитат. Учащимися были выделены следующие аспекты:

1. Каким образом в своём романе М.Загоскин противостоит мнению о России как о стране варваров?

2. Можно ли утверждать, что автору удалось создать в своём романе непротиворечивый образ Наполеона?

В результате того, что ученики владеют навыком формулировки вопросов, на межпредметном семинаре они без затруднений выполняют задания различного типа на сопоставление информации историко-культурного и историко-литературного планов, успешное решение которых и позволяет им участвовать в дискуссии.

Основные виды заданий на семинаре направлены на то, чтобы ученики смогли выполнить различные операции с текстом:

1. Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом, то есть:

— сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— отделить основные мысли от второстепенных и выявить главную;

— определить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— сделать выводы из сформулированных в тексте положений.

2. Осмыслить содержание текста:

— связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников (домашнее чтение);

— оценить утверждения, сделанные в предлагаемом тексте, исходя из знаний по истории, литературе, мировой художественной культуре.

3. Применить общеучебные умения и навыки:

— вести поиск информации во всевозможных информационных «местах»: в тексте, в вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях, в иллюстрациях, в схемах, в картах, таблицах;

— помимо умения задавать различные вопросы, переформулировать вопрос, изменить его форму и в соответствии с вопросом отобрать ту информацию, которая может понадобиться.

При формулировке заданий к различным блокам (основных три: исторический, литературный, по искусству) обязательно соблюдается принцип интегративности, дабы сознание учеников постоянно находилось в состоянии поиска связей между культурными и историческими явлениями. Например, задание к блоку «Художественное осмысление образа войны 1812 г.» (первый МС в 9-м классе) звучит следующим образом:

1. Прочитайте стихотворение К.Батюшкова «К Дашкову». Определите, какие художественные детали создают образ войны и какие чувства автора в этом образе выражены. Подумайте, с какой целью в конце стихотворения поэт вводит исторический образ Москвы.

2. Прочитайте фрагменты из романа Л.Толстого «Война и мир» (фрагменты представлены ниже). Сопоставьте точки зрения на войну Толстого и Батюшкова, обратив внимание на тот факт, что поэт был участником событий, а Толстой жил десятилетия спустя. Определите собственное отношение к событиям Отечественной войны, объясните, чей взгляд на войну 1812 г. вам ближе и почему.

Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершили друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.

Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие…

…Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

(Л.Толстой. Война и мир.)

Работа на межпредметном семинаре заканчивается обязательным обобщающим заданием, которое должно объединить информацию нескольких блоков. Например, задание к первому МС в 9-м классе (к историческому и литературному блоку) звучит так: определите, в чём заключается специфика взгляда на войну 1812 г. историков и художников. Объявляя вопрос для обобщения информации, полученной учащимися в ходе работы на семинаре, учитель просит учеников оформить ответ, выбрав для этого форму, наиболее подходящую для раскрытия вопроса (подразумеваются известные ученикам на момент проведения МС формы: таблица, схема, схема-тезис, справка в энциклопедию или параграф учебника, кластер, досье и др.). К данному виду деятельности предъявляются следующие критерии оценивания:

• умение выделить в информации главное;

• рациональность способа записи информации;

• точность и правильность формулировок;

• терминологическая (историческая и литературоведческая) грамотность;

• умение в сжатой форме отразить весь объём информации.

Таким образом, можно утверждать, что межпредметный семинар помогает комплексно реализовать учебно-познавательные, эвристические умения и навыки, коммуникативные, творческие способности учащихся, готовят их к самостоятельной работе в высших учебных заведениях. Подобная форма проведения учебных занятий позволяет решить ещё ряд проблем: дефицита времени и необходимости повторения материала, систематизации знаний, полученных в предыдущих классах, и успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Для подтверждения всего сказанного выше, познакомимся с общей моделью межпредметного семинара и, в качестве конкретного примера, рассмотрим семинар для 10-го класса по теме «Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов».

Общая модель межпредметного семинара

1 этап. Знакомство с направлениями, определяющими содержание темы семинара, постановка или обнаружение проблемы (-м), отбор необходимой информации из источников домашнего чтения и представление информации различными способами: сообщение групп, вопрос-ответ между группами, блиц-опрос, ролевая игра и др.

2 этап. Обобщение: формулирование вопросов к полученной в ходе представления информации 1 блока и запись тезисов.

3 этап. Изучение новой информации, предлагаемой в виде фрагментов исторических документов, научных статей и т.п., обсуждение выявленных проблем, их анализ, дискуссия в группе и между группами, формулирование выводов.

4 этап. Формулирование проблемы по результатам выводов, сделанных группами, изучение новой информации (эпизоды художественных произведений, иллюстративный материал и др.), соотнесение её с информацией второго блока, отбор необходимой информации, обмен оценочными суждениями.

5 этап. Обобщение: формулирование тезисов к полученной в ходе дискуссий и диалогов информации, рациональное письменное оформление тезисов и выводов.

6 этап. Письменная работа по теме семинара.

Примечание

1. Модель семинара позволяет изменять количество этапов.

2. Учителям не обязательно вести уроки совместно; практика показала, что определённый этап учителя истории или литературы могут вести самостоятельно, предварительно договорившись о тематических связках между блоками.

 

Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов

Информационный лист для учащихся

I. Прочитать:

Учебник истории России под ред. Зырянова: западники и славянофилы; общинный социализм Герцена.

Учебник литературы под ред. В.Маранцмана: с. 37—44 о гоголевском периоде русской литературы.

Чаадаев П.Я. «Философическое письмо» (первое).

Герцен А.И. Русские немцы или немецкие русские. (см. Соч. в 9-ти томах. T. VII. М., ГИХЛ, 1958).

Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Главы: VIII, IX, XVII, XIX, XX, XV–XVIII.

Белинский В.Г. Письмо к Гоголю (1847).

Учебник литературы под редакцией В.Маранцмана: биографические данные о Белинском (с. 46—55), о Герцене (с. 56—74).

Примечание: фрагменты из специальной (научной исторической, по литературоведению, по искусству) литературы, а также статьи учителя ксерокопируют в нескольких экземплярах, формируют из них папку к семинару и отдают в библиотеку, где ученики их изучают.

II. Повторить темы по истории Отечества:

— Крещение Руси;

— правление Ивана III и Ивана IV;

— деятельность Петра I;

— политико-философская мысль Европы XVIII — первой половины XIX в. (общественный договор, формы правления, разделение властей, гражданское общество, правовое государство, утопический социализм, буржуазная революция).

III. Понятийный аппарат:

— славянофилы, западники;

— просвещение, реализм, эстетика;

— общинный социализм;

— прогресс;

— католичество, православие;

— эволюция, революция.

Предварительное задание

1. При чтении указанных источников и учебного материала выявить основания (вопросы) для спора между западниками и славянофилами. Оформить выявленный материал в виде таблицы. (Cм. таблицу 2.)

Таблица 2

Источник: автор, выходные данные Рассматриваемый вопрос или основание для спора Тезисы Западников Тезисы Славянофилов Собственные комментарии, доказательства, аргументы по выявленным позициям
         

2. Определить, по каким вопросам спорят Гоголь и Белинский, выявить суть этих споров и оформить результаты в виде самостоятельно составленной таблицы.

3. Вопросы для дискуссии на семинаре:

— в чём заключалась проблема разделения двух течений общественной мысли в 30–40-е гг. XIX в.?

— каковы противоречия внутри каждого течения и чем они обоснованы?

— какие конкретно пути, способы изменения сложившегося положения в России предлагают Чаадаев, Герцен, Гоголь, Белинский?

— какие из требований западников и славянофилов оказались исторически оправданны, а какие нет? почему?

— проблема эволюции взглядов Чаадаева и Герцена в вопросе о роли и месте России в историческом процессе.

4. Вопросы и задания для работы с источниками:

— что выдвигает Чаадаев в качестве основных двигателей прогресса? в чём, по его мнению, смысл исторического развития России?

— определить корни мировоззрения Чаадаева и Герцена;

— доказать, что Чаадаев стремился к благу России и был её патриотом;

— чем социализм Герцена отличался от социализма западного?

— определить черты общинного социализма; почему Герцен считал его реальным для России?

— почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 1840-х гг., а их спор — историческим?

Примечание учителю: на предшествующем семинару занятии учитель проверяет знание текстов, источников, документов, задав вопрос для письменного ответа. При ответе разрешается пользоваться материалами таблиц, составленных самостоятельно к работе на семинаре.

Вопрос для контроля: какие ценности, преимущества, характерные особенности российской цивилизации являются, по мысли Герцена и Чаадаева, основополагающими для дальнейшего развития России?

Критерии оценивания

1. Умение в формулировке ответа отразить достоверность информации из источников.

2. Умение правильно выбрать информацию из источника.

3. Соблюдение научного стиля изложения.

4. Умение структурировать ответ: параллельное изложение информации либо последовательное с обобщением или выводом.

5. Речевая грамотность.

ХОД СЕМИНАРА

I этап. Блиц-опрос на понимание прочитанных источников, обозначенных в домашнем задании, на формулирование продуктивных вопросов и кратких, точных ответов. Группы готовятся 5 минут: формулируют по 2 продуктивных вопроса к названному учителем источнику, например: почему социалистические идеи развивались в России самобытно, а не были взяты у Запада в готовом виде? Основой для работы является домашняя таблица. Учитель распределяет номера групп для вопросов-ответов.

Критерии оценивания: 1) правильный отбор информации; 2) точность формулировки; 3) краткость ответа; 4) самостоятельность суждений (опора на таблицу из домашнего задания); 5) грамотная речь.

II этап. Обобщение информации. В ходе блиц-опроса ученики обмениваются информацией, которую они получили самостоятельно при подготовке к семинару. Задаваемые ими друг другу вопросы позволяют выделить наиболее существенную для последующей дискуссии информацию. Коллективно обсудив эту информацию, учащиеся самостоятельно оформляют её в виде схем, тезисов, логических цепочек и т.п.

III этап. Подготовка к дискуссии. Учитель раздаёт группам карточки с основными вопросами для дискуссии и критериями оценивания, сообщает условия работы: 1) от каждой группы должно быть минимум одно дополнительное выступление по обсуждаемому вопросу; 2) за три существенных дополнения учитель может поставить ещё одну положительную оценку. Подготовка к дискуссии осуществляется через диалог в группах.

1 группа: в чём заключалась проблема разделения двух течений общественной мысли в 30–40-е гг. XIX в.? Для решения проблемы:

— выявите причины возникновения 2 направлений общественной мысли;

— определите, что в позиции Чаадаева могло привлечь западников и славянофилов и что вызвало поляризацию взглядов?

— подумайте, в каких литературных произведениях и каким образом отразился процесс поляризации общественной мысли?

2 группа: каковы противоречия западников и чем они обоснованы?

— выявите противоречия внутри течения «западников»;

— объясните, в результате чего они могли возникнуть;

— определите, какие из взглядов оказались исторически оправданны, а какие нет, почему?

— проиллюстрируйте выводы по вопросу примерами из литературы.

3 группа: каковы противоречия славянофилов и чем они обоснованы?

— выявите противоречия внутри течения «славянофилов»;

— объясните, в результате чего они могли возникнуть;

— определите, какие из взглядов оказались исторически оправданны, а какие нет, почему?

— проиллюстрируйте выводы по вопросу примерами из литературы.

4 группа: какие пути, способы изменения сложившегося в России положения предлагают Чаадаев, Герцен, Гоголь, Белинский?

— определите основные исторические периоды, когда вопрос о выборе пути развития России стоял особенно остро, объясните, в связи с чем?

— используя произведения указанных в вопросе авторов, представьте их аргументы в пользу того или иного варианта развития России; дайте собственную оценку этих аргументов, основываясь на материале домашней таблицы;

— акцентируйте внимание на том, как каждая позиция могла способствовать развитию России.

5 группа: какова проблема эволюции взглядов Чаадаева и Герцена в вопросе о роли и месте России в историческом процессе?

— выявите корни взглядов Чаадаева и Герцена, кратко охарактеризуйте их;

— определите, в каком направлении происходила эволюция взглядов Чаадаева и Герцена, почему?

— каким образом позиция Чаадаева и Герцена отразилась в творчестве Тургенева, Гончарова, Достоевского, Лескова?..

Критерии оценивания работы групп

1. Умение анализировать информацию на межпредметном уровне, самостоятельно формулировать выводы.

2. Умение обосновать свои суждения различными способами: аргументацией, доказательствами, комментариями, цитированием и др. Грамотное включение в ответ.

3. Умение дать полный, содержательный ответ: отбор наиболее существенной информации, содержащей различные подходы, взгляды, мнения автора (-ов) информативного (-ых) источника (-ов).

4. Умение структурировать ответ: сообщение информации по вопросу — её анализ — обобщение или вывод.

5. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность, риторика.

IV этап. Дискуссия. Сначала группам предлагается представить полученную в ходе микродиалога информацию. Остальные участники семинара фиксируют в тетрадях спорные моменты или те детали, которые их заинтересовали. После того, как все группы представили свою информацию, учитель предлагает группам обменяться мнениями, затем происходит дискуссия между группами по тем вопросам, которые группы сами выявили в ходе прослушивания информации и микродиалогов.

V этап. Обобщение новой информации. Новую информацию можно включить в ту схему или текст, которые ученики частично оформили на втором этапе. Предварительно учитель вместе с учениками отмечает главное в информации, полученной в ходе дискуссии.

VI этап. Письменный контроль обобщающего характера в форме ответа на вопрос: почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 1840-х гг., а их спор историческим?

Критерии оценивани

1. Умение выявить суть вопроса.

2. Умение провести историческую аналогию взглядов Белинского и Гоголя со взглядами других представителей общественной мысли.

3. Умение выразить и обосновать собственную позицию на взгляды Белинского и Гоголя.

4. Умение правильно цитировать источник.

5. Умение грамотно оформить свои суждения: научный стиль, орфографическая и пунктуационная грамотность, соблюдение речевой нормы.

Возвращаясь к вопросу об интеграции, можно сказать, что межпредметные семинары, системно разработанные, формируют интегративное мышление школьников, развивая такие мыслительные способности, как умение обобщать, сопоставлять, делать выводы, выдвигать гипотезы, соотносить информацию. Наряду с этим учащиеся приобретают навыки совместного действия, учатся воспринимать и обсуждать различные точки зрения, оценки, ценности, что способствует формированию толерантной личности. Таким образом, ученик получает возможность для интеллектуального и духовного развития, что, собственно, и является основной задачей школы.

Вопросы для самопроверки к лекции 8

1. Какие задачи в области образования позволяет решить форма межпредметных семинаров?

2. Насколько возможно использование такой формы работы в рамках традиционной школы?

3. В чём заключается роль учителя при разработке и проведении МС?

4. Каковы основные этапы подготовки учеников к межпредметному семинару?

5. В чём заключается специфика каждого этапа работы на МС?

6. Какие методы и формы работы используются в ходе проведения межпредметного семинара?

7. Чем форма МС отличается от межпредметных уроков?

Список литературы к лекциям 7—8

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактические аспекты). М.: Педагогика, 1977.

Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003—2004 учебный год. — G\index.htm — сайт ИД «Первое сентября»

Ванюшева Н.Р., Ярославцева М.Ю. Дворянская культура 20—30-х гг. XIX века: воспитание, образование, обычаи: Как провести интегрированный семинар в профильных классах. — М.: Чистые пруды, 2008.

Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1987.

Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Отв. ред. акад. В.В. Давыдов. — М.: Наука, 1990.

Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004—2005 учебный год. — G/index.htm — сайт ИД «Первое сентября»

Петров А.В., Гурьев А.И. Концептуальные основы межпредметных связей //Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. научно-практической конференции. — Горно-Алтайск, 1999.

Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы. Кн. для учителя. СПб: «Глагол», 1999.

Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе. СПГУ, 1987.

Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1995.

TopList